Игорь Поносов начинал как уличный художник в Киеве в конце 1990-х. Затем он стал куратором и теоретиком стрит-арта. Сам он предпочитает термин «уличное искусство», коль скоро «артом» называют нынче все, от прикладного дизайна до вязания.
«Это связано с размыванием границ того, что можно называть искусством», сдвигает смысл «уличного искусства» в сторону «творчества» («любой формы творчества»), тогда как искусство предполагает «контекст, рефлексию и интерпретацию».
«Искусство и город» – продолжение проекта «Objects», трех сборников, посвященных стрит-арту (по преимуществу, граффити), которые Поносов издавал с 2005-го по 2009-й. Теперь он расширяет поле анализа и описания, включает историю и теорию, а граффити рассматривает отдельно – как субкультуру, сформировавшую тактику городского художника, его особую оптику и отношение к городу.
Говорят, что только в ночь, когда работа сделана, ее можно считать своей. С наступлением рассвета она становится общей.
Уличное искусство – это обширное явление в современной городской культуре, в большей степени подпитываемое каждодневными низовыми художественными тактиками неинституционального и некоммерческого характера. Уличное искусство – это практика взаимодействия с городской средой (инфраструктурой, жителями) на грани изобразительности и перформанса – эстетики и этики.
Игорь Поносов. Искусство и город: граффити, уличное искусство, активизм. – М.: Игорь Поносов, 2016. – 208 с., ил.