Четыре Киева

3ccae46e2fdf5af727625d7b8407c40ad309d215

Черно-белый город в галерее «Дукат»: фотопленка длиной в сорок лет.

Виктор Марущенко, Александр Ранчуков и Игорь Гильбо — практически ровесники, дети 1940-х. Ирина Пап, родилась в 1917 году, работала украинским фотокором «Известий»,  у нее учился Марущенко. Предмет выставки один: Киев.  Черно-белое пространство невелико, историческое время – 1950-1980-е.

Послевоенные годы, «оттепель» и шестидесятые на снимках Ирины Пап: студенты читают в газетах о полете Гагарина, кондитеры делают торт «Киевский», столетний участник русско-турецкой войны беседует с толстыми малышами, треугольники яхт качаются у набережной (здесь Киев получился очень ветреным и очень европейским).

fd165560bd360516af323f844445f9190f5b0f9c

Этой безудержной радости, пусть и постановочной, в фотографиях Марущенко, Ранчукова и Гильбо уже почти нет: 1970–1980-е годы, глухие и безнадежные. Штурм поезда метро, который у Пап получился бы спортивно-соревновательным (и победила бы дружба), у  Марущенко  стал поеданием драконом безропотных людей в ушанках. У него же чудесный, античный портрет архитектора Иосифа Каракиса — это не заря эпохи, а прощание с ней, уже не днепровские волны бьют, а летейские.

Александр Ранчуков снимал Киев архитектурный, брежневский, но не помпезный, а маленький, обывательский — и не верится, что вот так недавно ходили горожане в пуховых платках и телогрейках, стояли в очередях к пивным и молочным бочкам, а буханки темного хлеба просто наваливались неопрятной горой в витрине магазинчика на Валах.

И, наконец, в работах Игоря Гильбо уже просто исход и трагическая экспрессия, скрытая в обстоятельных подписях «Миша Туровский  с семьей едет в США», «Сергей Параджанов на балконе своей квартиры перед арестом». Это тоже Киев, нонконформистский и удушаемый, в котором в телогрейке можно, а в чем-то невероятном и звенящем, как у Фрипульи-Тетянича  на Андреевском спуске — нельзя!

3bd68444f16be18a1f6b9e9c31811dae

Четыре разных Киева, из которых складывается один город, прошедший через слом эпох, сбросивший серпы и молоты, потерявший исторических людей и историческую застройку. И живущий новой жизнью, которую сегодня тоже кто-то документирует.

Текст: Марина Полякова

  • Что: фотовыставка «Контрасты времени»
  • Где: галерея «Дукат», ул. Рейтарская, 8Б
  • Когда: 15.08–05.09, 11:00–19:00 ежедневно

Интересное