Частный человек: Сильвестрову – 80

Сильвестров

Это не просто концерт и несколько реверансов мэтру. Это буквально, марафон, и цель его не мемориальная, но просветительская, впрочем как у всего, что делает «Ухо».  Что ждет зрителей и слушателей на Марафоне «Сильвестров-80» рассказывает  Саша Андрусик.

«Сильвестров-80» – это, во-первых, собранное вместе раннее наследие Валентина Сильвестрова – почти весь основной корпус его камерных, вокально-инструментальных и фортепианных работ, относящихся к авангардному и метафорическому периодам (1960-70е). Практически все эти произведения в Украине исполнялись редко, у нескольких будет украинская премьера. В целом же, в таком объеме и в один присест они не исполнялись еще никогда.

Во-вторых, это выставочно-перформативный проект, который вначале мыслился как слепок некого воображаемого музея Валентина Сильвестрова (рано или поздно музей в Киеве появится, не важно будет ли заниматься только им, или киевским авангардом у целом). А позже уперся в то соображение, что Сильвестрова неправильно музеефицировать в принципе, намного интереснее попробовать вести от него «отсчет».

сильвестров1

Фото: Виктор Марущенко

Первое: выставка, в двух частях 

«Частный человек: вокруг Сильвестрова. Выставка аудиовизуальных инсталляций и документальных материалов»

30 сентября – 30 октября

Художественная часть – это проекты молодых киевских художников и музыкантов, аудиоинсталляции и визуальные объекты «вокруг» Сильвестрова, иллюстрирующие некоторые факты его биографии (в том числе музыкальной), его метод – и или по крайней мере те, его принципы, которые могут быть перенесены и на визуальные формы – лиминальность, постлюдийность, «ожидание» музыки, то, что он называет музыкальным минимализмом – когда из всего набора средств, у композитора остается только мелодия и арпеджио и т.д. Объектов около десяти, почти все они мультимедийны.

Вторая часть – документальная, в ней используются кадры из архивной съемки Виктора Марущенко, ранее нигде не показывавшиеся, и практически недоступные сейчас архивные видеоинтервью и аудиофрагменты – например, существующая в единственном экземпляре домашняя запись конца 1970-начала 80х, на которой Сильвестров играет фортепианные экспозиции своих симфоний и фрагменты из Китч-музыки.

Выставка будет длиться в Пленке месяц.

Объекты Кати Либкинд, Алексея Шмурака, Олега Шпудейко, Станислава Турины, Кати Лесив, Ивана Грабко, ujif_notfound. Фотографии из архива Виктора Марущенко, аудиоматериалы из архива Евгения Громова.

21765314_1093796530750745_653668424508308490_n

Второе: вокруг Сильвестрова: перфоманс открытия

30.09, 21.00

Визуальная часть открывается мультимедийным перформансом Алексея Шмурака, Олега Шпудейко и Марка Булошникова. Это концерт-экскурсия, который охватывает почти все объекты выставки и рефлексирует некоторые из ее основных тэгов – таких, как голос, речь, клавиши, песня, знак, пространство, структура и медитация. Дуэт Леши Шмурака и Олега Шпудейко –  один из самых интересных сейчас в Киеве электроакустических проектов. В рамках Сильвестровских празднований они пробовали себя и в новом качестве – художников-инсталляторов: сразу несколько объектов на выставке – их авторства.

Марк Булошников – пианист и композитор из Новгорода, отчаянный сильвестрофил. Нам было очень важно, чтобы он приехал.

Алексей Шмурак, Олег Шпудейко, Марк Булошников;  видео, голос, акустические инструменты, электроника

Вход свободный

22051015_1094379570692441_4932917306686800926_o

Фото: Виктор Марущенко

Третье:  собственно, Сильвестров-марафон; Авангардная и метафорическая музыка (1960-70 гг.)

Четыре части, четыре самостоятельных концерта, которые начнутся в четыре вечера и закончатся к одиннадцати.

В первых трех частях – фортепианные и камерные произведения Cильвестрова, в четвертой – две его анcамблевые вещи, а также сочинения Булеза, Хосокавы и премьера концерта для флейты с оркестром Доины Ротару, румынского композитора, она гость концерта.

Кроме киевских музыкантов, участие которых в марафоне казалось нам принципиальным – Евгения Громова, Антония Барышевского, участников Ухо-ансамбля, Наталья Сикорской и т.д. – приедут еще Вика Витренко (петь «Лесную музыку» и «Кантату на стихи Тютчева и Блока») и когда-то московский, а теперь голландский пианист Вячеслав Попругин,  блестящий «младший товарищ» Алексея Любимова (исполнять Третью фортепианную сонату и Китч-музыку). Любимов в пятницу играет Сильвестрова в филармонии, выступление Попругина – пас ему от следующего поколения.

«Ухо-ансамбль» в рамках марафона исполнит «Кантату» и  «Мистерию» для альтовой флейты и шести ударных групп. Впервые это сочинение было представлено в 1966 году – его премьеру играли знаменитые Страсбургские перкуссионисты, тот же ансамбль, для которого был написан «Лимб» Джарвазони.

У нас в «Мистерии» будет солировать Марио Кароли, одна из лучших флейт мира – он уже выступал в Киеве, на нашем концерте в филармонии полтора года назад, сейчас приехал записывать с нами диск Хосокавы, играть Сильвестрова – и премьеру написанной для него вещи Ротару.

Программу первых трех частей мы составляли вместе с Громовым, когда я показала результат Валентину Васильевичу, он попросил, чтобы после «Маленького квартета» мы поставили «Икону» для струнных – сочинение 2004 года, которое писалось в пандан к «Квартету». Сказал, что ему хотелось бы, чтобы он сегодняшний помахал рукой себе тогдашнему – отказать в этом было невозможно. Так что этот взмах в программе тоже будет.

сильвестров3

фотография из архива Игоря Блажкова

Всего в марафоне занято около 50 музыкантов, мы даже специальный струнный квартет для него собрали.

22042143_1670454079655838_8493324066047557799_o

Фото: Виктор Марущенко

01.10.

Сильвестров-марафон

Авангардная и метафорическая музыка (1960-70 гг.)

ЧАСТЬ 1

16.00-17.00

  • Quartetto piccolo для струнных (1961)
  • Р-квартет (Петр Титяев, Ксения Косарева, Зенон Дашак, Виктор Лекало)
  • «Икона» для струнных (2004)
  • Р-квартет
  • Пять пьес для фортепиано (1961) Игорю Блажкову
  • Евгений Громов
  • Трио для флейты, трубы и челесты* (1962)
  • Инна Воробец, Сергей Череватенко, Евгений Громов
  • *украинская премьера
  • Триада для фортепиано (1962/1966)
  • Евгений Громов
  • Проекции на клавесин, вибрафон и колокола (1965)
  • Наталья Сикорская, Евгений и Дмитрий Ульяновы
  • Элегия для фортепиано (1967) Алексею Любимову
  • Евгений Громов

Стоимость билета  80 грн

—-

ЧАСТЬ 2

17.30 – 18.30

  • Соната для фортепиано №3 (1979)
  • Вячеслав Попругин
  • «Лесная музыка» для сопрано, валторны и фортепиано на стихи Геннадия Айги (1977 — 1978) Памяти Валерия Ламаха
  • Виктория Витренко, Евгений Чуриков, Вячеслав Попругин
  • «Китч-музыка» для фортепиано (1977) Петру Соловкину
  • Вячеслав Попругин

Стоимость билета 80 грн

—-

ЧАСТЬ 3

19.00 – 20.15

  • Детская музыка №1 для фортепиано (1973) Инге Сильвестровой
  • Евгений Громов
  • Струнный квартет №1 (1974)
  • Р-квартет (Петр Титяев, Ксения Косарева, Зенон Дашак, Виктор Рекало)
  • Соната для фортепиано №2 (1975) Алексею Любимову
  • Антоний Барышевский
  • «Старинная музыка» для фортепиано (1973)
  • Евгений Громов

Стоимость билета  80 грн

——

ЧАСТЬ 4

21.00-22.30

  • Ухо-ансамбль
  • Марио Кароли, флейта
  • Виктория Витренко, сопрано
  • Луиджи Гаджеро, дирижер
  • Пьер Булез. Improvisation sur Mallarmé I (1959)
  • для сопрано, пяти перкуссионистов и арфы
  • Валентин Сильвестров. Кантата на стихи Ф. Тютчева и А. Блока (1973) Ларисе Бондаренко
  • для сопрано и ансамбля
  • Валентин Сильвестров. Мистерия для альтовой флейты и шести групп ударных (1964) Северино Гаццелони

(антракт)

  • Тосио Хосокава. Im Frühlingsgarten (2002)
  • Доина Ротару. L’ange avec une seule aile* (2017) для флейты и ансамбля
  • *мировая премьера

Билеты по 80, 180 и 280 грн; пенсионеры и студенты могут приобрести абонемент на все концерты марафона за 200 грн, если напишут на ukho.music@gmail.com

Где: Пленка, ул. Васильевская, 1

Интересное