Мертвая природа в поисках идентичности

натюро

Аналитический межмузейный проект «Украинский натюрморт» — это попытка создать формулу отечественного натюрморта как феномена украинской самоидентификации. Выгорит ли дело, задумался In Kyiv.

В проекте принимают участие «Карась Галерея», Институт проблем современного искусства (первые два — организаторы), НХМУ, Национальный музей «Киевская картинная галерея», Музей Ивана Гончара, Одесский художественный музей и другие. Цель серьезная — собрать наибольшую коллекцию образчиков украинского натюрморта, выставить ее на нескольких площадках, и, видимо, подключив исследователей, найти во всех этих картинах что-то такое, что делает их именно украинским натюрмортом, а не каким-нибудь французским, например. Исследователям не позавидуешь, поставленная задача слегка напоминает поиски формулы счастья в НИИЧАВО.

натюрморт1

В Музее Ивана Гончара уже состоялась выставка «Украинская народная картина: натюрморт», которая собрала народных авторов XX века. Она рассматривала искусство аматорское, наивное, существовавшее в закрытой системе СССР, — и здесь плодотворен разговор об особенностях именно украинского натюрморта в его традиционном изводе. 

26 июля в Институте проблем современного искусства открылась следующая часть проекта, где представлены работы современных профессиональных художников. Выставка сама по себе отличная — большая, разносторонняя, репрезентует передовую когорту отечественных мастеров: Александр Ройтбурд, Анатолий Криволап, Елена Придувалова, Дмитрий Кавсан, Олег Тистол, Борис Фирцак, Владислав Шерешевский, Алексей Аполлонов, Андрей Блудов, молодые Петр Сметана, Мария Павлишин, Антон Логов и еще полтора десятка мастеров, каждый со своим видением натюрморта.

натюрморт2

Здесь начинаются сложности. Как подчеркнул на открытии выставки галерист Евгений Карась, отобранные организаторами натюрморты относятся практически ко всем стилям: тут и реализм, и метареализм, и сюрреализм, и импрессионизм, и абстракционизм, и чего только нет. Работы созданы в независимой Украине, опираются на мировые тенденции, являются коммерческим продуктом — как искать среди этого богатства некие черты «украинскости» (да поможет нам Барт)? 

Организаторы надеются увидеть общее в логике организации пространства внутри картины. Сравним ассамбляж Логова, гипертрофированный «портрет» сала Шерешевского, туманные предвечерние вазочки Фирцака и «Seafood в опере» Кавсана — и не найдем общего. Да, в экспозиции есть внутренние параллели, например, изображения голов убитых домашних животных у разных авторов, но это кажется чересчур обнаженным приемом. Какие факторы записать в «украинскость»? Сочность цвета Криволапа? «Смачность» Шерешевского и Ройтбурда (один с салом, другой с сыром)? Импрессию Придуваловой? Темную лаконичность Сметаны? Фантасмагоричность Павлишин?

Возможно, здесь интереснее говорить о многообразии, которым наполнилось посттоталитарное украинское искусство, в том числе в жанре натюрморта, и восхищаться им, о блуждающих символах, о внутренних связях художников из разных объединений («Паркоммуна», «Синій жовтень» и других), о восприятии и переработке ими мировых тенденций? Вопросов много, но методика анализа пока непонята, и очень хочется прочесть труды исследователей в рамках этого проекта, который развернется еще на нескольких площадках, — возможно, формула «украинскости» действительно будет найдена.

Текст: Марина Полякова

  • Что: «Украинский натюрморт»
  • Где: Институт проблем современного искусства, ул. Евгения Коновальца, 18Д
  • Когда: 26 июля — 20 августа; вторник–воскресенье 11:00–19:00

Интересное