Труды и дни Савелия

котСавелий

Это нечеловеческая (буквально) книга: она «написана» котом, рассказана от лица кота.

Кот Савва (так зовет его мама) живет с семьей (две глупые сестрички и мамочка) на Таганке, любит Вивальди, и рассказывает читателю то, что котов обычно не волнует. Не просто рассказывает,  делает это красиво, пользуясь языком романов 18-19 века. Так красиво и убедительно, что понимаешь: мировая котовиана (а это много кто,  не только Гофман и Бояшов, это Амаду, это Пратчетт, это Пол Гэллико, но и все равно список  не полный) выглядела до и без Савелия бедно.  Савелий, обладающий хорошо развитым вокабуляром безусловный маргинал, и рассказывает нам, читателям, истории других маргиналов, — людей. И это прекрасное и счастливое чтение, которое одновременно, котики.

«По троллейбусным проводам уже пробегали первые разряды тока; весело блестела на солнце лысина одноногого нищего Гоши, который ковылял на костылях к паперти Сергия Радонежского то ли молить Бога вернуть ему левую ногу, то ли хотя бы сохранить правую. Не спеша и чинно в сопровождении племянника ехала в инвалидном кресле к месту еженедельной проповеди Глафира Егоровна. Несмотря на летний сезон, голова ее была обмотана в теплый байковый платок, а ноги обуты в войлочные боты “прощай, молодость”. Благостно сложив руки на животе и улыбаясь, она откинула голову набок и как будто уснула. На самом же деле она повторяла про себя тезисы будущей речи. Каждое воскресное утро племянник подвозил ее к Мартину Исповеднику и оставлял на стрелке, где сходятся улицы Солженицына и Станиславского, прямо напротив церкви. Там Глафира Егоровна в течение нескольких часов делилась с прохожими соображениями по поводу малодушия и бесхарактерности Адама, уступившего капризам Евы; анализировала ситуацию Ионы, вынужденного провести три дня и три ночи во чреве кита; тосковала вместе с ним и радовалась счастливому спасению; поощряла раскаяние блудного сына, во весь голос осуждала предательство Петра, и так далее и тому подобное.»

Григорий Служитель. Дни Савелия. Издательство «АСТ», «Редакция Елены Шубиной», 2018. 

Интересное