• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Прочитать

Передзамовляй це: 6 книжкових новинок бентежної зими

27.11.2024

Стиль

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

Прочитать

Navy Chair 1006: нічого зайвого, нічого для краси

18.03.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In Арт, Місто

Из истории киевских сквотов. Олеговка: Всплытие

1.7K Просмотров 28.04.2016

 

skvot_olegovsk3

«Сквот на Олеговке» – характерный феномен киевских 90-х, он не связан со сколько-нибудь известными художественными именами или идеями, но так случилось, что сетуя на «малоизученность» (собственно, с этого начинается каждая статья об «Олеговке», а их не менее десятка), он, едва ли не единственный имеет специальную «библиографию» и отдельную выставочную историю («Олеговка» была монографически представлена в галерее М17 в октябре 2012-го).

История проста: у художников не было денег на жилье и мастерские, на Олеговской (собственно, на Щекавице над Житним рынком) был «ветхий фонд», он почти ничего не стоил, а поблизости – на Лукьяновской – общежитие Художественного института. В конечном счете, «студенты-переселенцы» приспособили несколько домов, притом что состав менялся, да и, в принципе, оформившейся художественной программы не было.
Тем не менее, какое-то постоянное ядро, наверное, можно выделить, по крайней мере, в одноименной экспозиции М17 принимали участие Анатолий Варваров, Владимир Заиченко, Владимир Падун, Игорь Коновалов, Сергей Корниевский и Эдуард Потапенков.

Кроме бедности и нон-конформизма была еще одна нехитрая идея, которую сегодня можно красиво сформулировать, – скажем так: художественное освоение исторического пространства. И это будет правдой, хотя по сути это были акции «по месту жительства». Щекавица, так или иначе, стала полигоном для совриска: в первых акциях была задействована оптика: все эти подзорные трубы, приборы ночного видения, первая акция называлась «Далекое, близкое» (1993, В. Ершихин, К. Маслов, В. Машницкий и М. Халиль) – прокопанные траншеи, макеты, накрытый стол и возможность играть рельефом, приближать-удалять киевские пейзажи. Потом тем же макаром сделали «Огни большого города»: прибор ночного видения установили на тележку, отчего город предстал нервно дрожащим, в мертвенном зеленоватом цвете.

Потом была «Репетиция» (А. Варваров и И. Коновалов, при участии Н. Варваровой) в хореографическом классе института им. Карпенко-Карого): балерина разминалась у станка в окружении перевернутых полотен – классических натюрмортов с битой дичью, идея была в том, что вся эта мертвая академическая натура принимала участие в танце.

В 1994-м возник «Холодный ВЭЛ» (В. Падун, Э. Потапенков и Л. Роздобудько-Падун, аббревиатура по первым буквам имен). Инсталляция «Сон в летнюю ночь» в августе 1995-го определялась потом как «искреннее пожелание добра и счастья, не пряча за спиной пулемет или “авангард”» (sic!). Наконец, в 1996-м И. Коновалов создает концептуальную Fиктивную Gалерею Eкспедиции (FGE). Первой акцией была лодка с гипсовыми муляжами участников экспедиции — А. Варварова, И. Коновалова, С. Корниевского, К. и О. Милитинских, она очень странно выглядела на пересечении Олеговской и Лукьяновской. Ключевым словом стало «всплытие» (его потом часто повторяли, на той самой выставке в М17 полтора десятка лет спустя).

skvot_olegovsk7

В принципе, если смысл и успешность акционизма измеряется резонансом, «Олеговка» с ее «акциями» была не просто камерной, она была «вещью в себе». В этом смысле характерна история с «Остановкой»: красные буквы FGE на белой кирпичной стене. Эта нелепая штука так раздражала немногочисленных местных жителей, что они разобрали ее до последнего кирпича. Похожая судьба постигла «Станцию-1» – метровый куб, облицованный зеркальной плиткой и установленный на Замковой горе: плитка была моментально сбита и «Станцию» обозвали «Точкой опоры», побелили и разрисовали чем-то столь же странным.

Мораль сей басни такова: это был не самый успешный акционизм, пусть он даже пытался паразитировать на рельефе, но нас, киевлян, на мякине не проведешь. И тем не менее, сквот на Олеговке, теперь это уже очевидно, – остался в киевской истории: Deus conservat omnia, и эта лодка … не утонула.

wheel_2_500

міський архів
Share

Читайте также

Просмотр

Бывшее место: «Закарпатська троянда»

Просмотр

Кино нашей памяти: «Орбита»

Просмотр

Квартирне питання в окупованому Києві

Просмотр

7 фактов из истории киевского фуникулера

Просмотр

Місце в місті: Софійська площа

Просмотр

«Я приборкав 180-мільйонну отару ослів»

Просмотр

«Будетъ моднымъ франтомъ, надо полагать»

Предыдущий пост

«Нове» Валентина Сильвестрова

In 111 слів

«Нове» Валентина Сильвестрова

Просмотр

Следующий пост

Киев на майские

In Місто

Киев на майские

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: