• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Книга
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Frankfurter Buchmesse: зробити книги сексуальнішими

12.11.2025

Прочитать

Книга як подорож: в Українському Домі – книжковий фестиваль «Фундамент: історії про культуру»

18.10.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 10 книжок, які зроблять умнішими

18.07.2025

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Стиль

Прочитать

Школа Ла Камбр: транс-формації

09.10.2025

Прочитать

Божевільні виставки: паризькі храми моди та їхні господарі

04.09.2025

Прочитать

Спека у Парижі: Девід Гокні, Нікі де Сен-Фаль і Dolce&Gabbana

27.08.2025

Прочитать

Еames Lounge Chair: гроші та емоції

11.08.2025

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

In Книга

Доносит мощный гул

1.4K Просмотров 13.04.2017

Доносит мощный гул Pin It

Эта книжечка – из тех, что вошли в серию «Orbis pictus», запущенную петербургским Издательством Ивана Лимбаха в конце прошлого года.

Серию, которую составляют небольшие, как будто вполне самодостаточные и разнонаправленные тексты об изобразительных искусствах, непременно стоит однажды осмыслить целиком, как интеллектуальное предприятие, понаблюдав, как она будет складываться. Но уже хочется говорить о вошедших в нее изданиях по мере их прочитывания, зачем же ждать, начнем прямо теперь – с той, что легла в руку первой.

Эссе искусствоведа Екатерины Андреевой посвящено художникам Александру Арефьеву, Рихарду Васми, Валентину Громову, Владимиру Шагину, Шолому Шварцу, их другу-поэту, Роальду Мандельштаму (который «не просто писал стихи, но именно говорил языком их живописи, как будто это она сама говорила о себе»), их «эстетическому инакомыслию» и городу, без которого непредставима их работа в искусстве и они сами. «Строго говоря, как деятельное сообщество художников Орден непродающихся живописцев существует только в 1948-1956 годах. Но именно эти годы и были для арефьевцев временем «самооформления» <…> Речь идет о практике самооформления индивида, осознающего свою свободу и ответственность перед обществом в принятии самостоятельных решений.»

Автор показывает рождение живописи из духа времени, само ее существование в плотном, душном, тяжёлом воздухе советских десятилетий. Это – не столько даже об искусстве как таковом, сколько о жизни, в которую оно вплетено, о стратегиях делания жизни, выращивания искусства, выработки свободы. Поэтому разговор здесь начинается прямо с рождений будущих участников Ордена на рубеже 1920-1930-х – как раз в то время, когда «кончились петроградские мечты об эллинизме и началось новое варварство» – и доходит до смертей большинства из них в 1990-х (сейчас жив только Валентин Громов). На шестидесяти с небольшим страницах здесь умещается история целого культурного пласта с разными его уровнями, от поэзии до бытового поведения и самосознания, с корнями, уходящими в (совсем, казалось бы, вытесненный к концу сороковых) Серебряный век и дальше, глубже – вплоть до самой античности. Тут разговора – на целую монографию. Хорошо бы однажды ее прочитать.

«…живопись Ордена непродающихся живописцев – искусство о том, что ленинградская жизнь за сталинским железным занавесом всемирна, причастна творческой свободе. Оно доносит мощный гул античной древности и свет совершенства классической европейской культуры, делая эти далекие звук и свет экспрессивными силами наших дней и своего места – города в невской «гранитной долине», «царства строгих фигур».»

Текст: Ольга Балла

Екатерина Андреева. Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017.

читати
Share

Читайте также

Просмотр

Насильство в місті

Просмотр

Серебряная линия мира

Просмотр

Опыты трансграничья

Просмотр

Абрахам Вергезе «Рассечение Стоуна»

Просмотр

Большая маленькая жизнь

Просмотр

Таланты без поклонников

Просмотр

Времен минувших анекдоты

Просмотр

Говорит Киев

Предыдущий пост

Тринадцать причин почему, книга…

In Книга

Тринадцать причин почему, книга плюс кино

Просмотр

Следующий пост

Цитата, реплика, плагиат?

In Місто

Цитата, реплика, плагиат?

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: