• Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Экран
  • Стиль
  • 111
  • О нас

111 слов

Прочитать

Поезія воєнної доби: «Гітлера, Сталіна пережила, і цього переживу…»

26 Май, 2022

Прочитать

Містерії тіней та світла

24 Май, 2022

Прочитать

Імперії занепадають, імперії відроджуються

10 Май, 2022

Прочитать

Поезія воєнної доби: «Душегубонька взяв кавоварку…»

27 Апрель, 2022

Прочитать

Поезія воєнної доби

20 Апрель, 2022

Стиль

Прочитать

Мода не може брехати

27 Октябрь, 2021

Прочитать

Шить в Париже

19 Март, 2019

Прочитать

Дело в шляпе!

15 Март, 2019

Прочитать

Умные часы — украинский стартап Force

6 Август, 2018

Прочитать

Киевлянин, которого мы потеряли

1 Август, 2018

 

inший Kyiv

Читать Смотреть Слушать
  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

inший Kyiv

  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

In 111

Место становящегося времени

887 Просмотров 2 Май, 2017

Место становящегося времени Pin It

Григорий Амелин анализирует одну из самых знаменитых картин Веласкеса как структуру не только пространственную, но и – даже в гораздо большей степени – временную, смысловую, смыслопорождающую.

И это последнее, пожалуй, самое важное. Он рассматривает картину как машину смысла, как источник смысловых процессов и вообще культурного беспокойства. «Возникновение мысли – отправная точка и фокус всего.»

Он обращает внимание на то, каким поражающим впечатлением стала законченная в 1656 году картина для современников художника – и не только потому, что впервые дала возможность людям со стороны заглянуть во внутреннюю, практически интимную жизнь королевского двора, на что прежде не было никаких шансов (эта компонента новизны «Менин» миновала бесследно вместе с эпохой и ее условностями). Главное тут в другом. Притом, надо полагать, это – в силу глубокой неочевидности – было осознано не сразу и осознается до сих пор: по сути, книга Амелина – очередной шаг на пути такого осознания. Главное – в том, что картина подвергла существенным испытаниям (и уж не трансформациям ли?) сами рецептивные навыки зрителей – и не только современных Веласкесу, но, как видим, и более поздних – и потребовала (требует до сих пор!) их переосмысления.

Амелин – не зря литературовед и критик по основной специальности: его занимают аналогии картины с текстом, возможные способы ее прочтения как текста. Но еще того интереснее: «Менины» наводят его на мысль о глубоком родстве между смыслом и временем. «Их, возникновения и мысли, нет по отдельности.» Он видит картину как принципиально неготовую, как место становящегося времени.

Живопись у Веласкеса – показывает Амелин – вводит зрителя внутрь задач, которыми обыкновенно, разве что другими средствами, занимается философия. Только в философии с этими задачами, с категориями бытия, небытия, возникновения, становления работают профессионалы (ну и приходят, соответственно, к совсем другим результатам), а картина берёт в оборот и помещает в самую их сердцевину любого воспринимающего, заставляет проживать их как чувственную данность. В конечном счёте, он видит картину как событие демиургическое:

«Перед нами обнаженная сердцевина рвущегося к свету корня, а не готовый, намертво вкопанный в землю мир; первоисток жизни… чистое возникновение, сплошное артезианское созидание и креативное фонтанирование.»

Из схваченных небольшим амелинским эссе интуиций вполне можно было бы вырастить большую теоретическую концепцию. Однако автор этого – принципиально? – не делает, оставляя читателя наедине с совокупностью неразвернутых – и тем более, кажется, плодотворных – возможностей.

«Текст – такая же [как картина Веласкеса. – О.Б.] гора и такой же родильный дом смыслов, раскрывающихся через творение. Празднуя вечную неготовость, текст как вещь самозваная и самочинная, чье бытие причиняется формой, тоже не хочет покидать родные места своего самозарождения. И там, где Веласкес ставит точку – все только начинается.»

Текст: Ольга Балла

Григорий Амелин. «Менины» Веласкеса: Картина о картине. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017

читать
Share

Читайте также

Просмотр

Мирон Петровский: проза Левого берега

Просмотр

Бламанже, жаркое из кошек и сосиски в томате

Просмотр

Відповісти за все

Просмотр

Духи карпатского леса

Просмотр

«Ваши музыканты будут довольны»

Просмотр

«Німець скаже…»

Просмотр

Посох Асклепия

Просмотр

Сестра и сестра

Предыдущий пост

«Никто не убивает другого…

In 111

«Никто не убивает другого напрямик»

Просмотр

Следующий пост

Диалог большого и малого мира

In Город

Диалог большого и малого мира

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2022 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: