• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Стиль

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In 111 слів

Место становящегося времени

1.4K Просмотров 02.05.2017

Место становящегося времени Pin It

Григорий Амелин анализирует одну из самых знаменитых картин Веласкеса как структуру не только пространственную, но и – даже в гораздо большей степени – временную, смысловую, смыслопорождающую.

И это последнее, пожалуй, самое важное. Он рассматривает картину как машину смысла, как источник смысловых процессов и вообще культурного беспокойства. «Возникновение мысли – отправная точка и фокус всего.»

Он обращает внимание на то, каким поражающим впечатлением стала законченная в 1656 году картина для современников художника – и не только потому, что впервые дала возможность людям со стороны заглянуть во внутреннюю, практически интимную жизнь королевского двора, на что прежде не было никаких шансов (эта компонента новизны «Менин» миновала бесследно вместе с эпохой и ее условностями). Главное тут в другом. Притом, надо полагать, это – в силу глубокой неочевидности – было осознано не сразу и осознается до сих пор: по сути, книга Амелина – очередной шаг на пути такого осознания. Главное – в том, что картина подвергла существенным испытаниям (и уж не трансформациям ли?) сами рецептивные навыки зрителей – и не только современных Веласкесу, но, как видим, и более поздних – и потребовала (требует до сих пор!) их переосмысления.

Амелин – не зря литературовед и критик по основной специальности: его занимают аналогии картины с текстом, возможные способы ее прочтения как текста. Но еще того интереснее: «Менины» наводят его на мысль о глубоком родстве между смыслом и временем. «Их, возникновения и мысли, нет по отдельности.» Он видит картину как принципиально неготовую, как место становящегося времени.

Живопись у Веласкеса – показывает Амелин – вводит зрителя внутрь задач, которыми обыкновенно, разве что другими средствами, занимается философия. Только в философии с этими задачами, с категориями бытия, небытия, возникновения, становления работают профессионалы (ну и приходят, соответственно, к совсем другим результатам), а картина берёт в оборот и помещает в самую их сердцевину любого воспринимающего, заставляет проживать их как чувственную данность. В конечном счёте, он видит картину как событие демиургическое:

«Перед нами обнаженная сердцевина рвущегося к свету корня, а не готовый, намертво вкопанный в землю мир; первоисток жизни… чистое возникновение, сплошное артезианское созидание и креативное фонтанирование.»

Из схваченных небольшим амелинским эссе интуиций вполне можно было бы вырастить большую теоретическую концепцию. Однако автор этого – принципиально? – не делает, оставляя читателя наедине с совокупностью неразвернутых – и тем более, кажется, плодотворных – возможностей.

«Текст – такая же [как картина Веласкеса. – О.Б.] гора и такой же родильный дом смыслов, раскрывающихся через творение. Празднуя вечную неготовость, текст как вещь самозваная и самочинная, чье бытие причиняется формой, тоже не хочет покидать родные места своего самозарождения. И там, где Веласкес ставит точку – все только начинается.»

Текст: Ольга Балла

Григорий Амелин. «Менины» Веласкеса: Картина о картине. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017

читати
Share

Читайте также

Просмотр

Роман Сильвії Плат – вперше українською

Просмотр

Поки літо не скінчиться

Просмотр

Из непрожитого будущего

Просмотр

Петер Сонди и Кризис драмы

Просмотр

Блакитний океан та інші

Просмотр

Гра на трьох, або Омаж Мідянці

Просмотр

Скандинавский детектив

Просмотр

Уличное искусство: тактика и практика

Предыдущий пост

«Никто не убивает другого…

In 111 слів

«Никто не убивает другого напрямик»

Просмотр

Следующий пост

Диалог большого и малого мира

In Місто

Диалог большого и малого мира

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: