• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Книга
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Frankfurter Buchmesse: зробити книги сексуальнішими

12.11.2025

Прочитать

Книга як подорож: в Українському Домі – книжковий фестиваль «Фундамент: історії про культуру»

18.10.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 10 книжок, які зроблять умнішими

18.07.2025

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Стиль

Прочитать

Школа Ла Камбр: транс-формації

09.10.2025

Прочитать

Божевільні виставки: паризькі храми моди та їхні господарі

04.09.2025

Прочитать

Спека у Парижі: Девід Гокні, Нікі де Сен-Фаль і Dolce&Gabbana

27.08.2025

Прочитать

Еames Lounge Chair: гроші та емоції

11.08.2025

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

In Місто

Пределы плоскости

1.5K Просмотров 30.05.2017

Пределы плоскости Pin It

Фотограф, основатель и директор собственной Школы фотографии Виктор Марущенко несколько лет работал в театре, с Даниилом Лидером. Это его воспоминания о том, как это было.

Первые встречи с Лидером – это 1976-й или 1977-й год. Мой приятель, талантливый писатель, обладающий даром всех сводить, рассказал, что есть такой гениальный сценограф, и ему нужно поснимать работы, он не удовлетворен пробами, которые ему до сих пор делали. Мы созвонились, и я приехал к Лидеру в мастерскую на Малышко, в доме Минкульта.

В отличие от других, я взял не белую тряпочку для фона, почувствовал что это не годится, я взял экран. И все пошло, и мы с ним проработали очень долго.

Это было время дружбы. Мы сошлись на почве работы, мы сошлись как люди.

Он никогда не нервничал, абсолютно спокойствие. Когда у меня родился ребенок, я все время опаздывал к нем на встречи, на час, больше. Он ждал меня на метро Дарница. Я приезжаю, падаю на колени, а он говорит: «ну я же тут работаю», и показывает эскизы. Все это время он сидел на скамеечке, на открытой платформе и придумывал «Лира».

Или мы на детской площадке, собираем макет, ему помогают ученики, много-много мелких деталей. Все помогали-помогали, ветер подул, все по новой. И так три, четыре раза. Лидер – абсолютно спокоен.

Он был далек от быта. Носил вещи, которые не теряют формы и вида, вечные. Сколько я его помню, у него была желтая кожаная сумка, которую он купил на биеннале в Праге. Деньги у него были, он покупал дорогое-долговечное, чтобы больше не отвлекаться на одежду.

18716448_693416350830416_345122957_n

Он был человеком минимальных потребностей. Ничего лишнего. Собранный, абсолютно не притязательный в еде, естественная эстетика минимализма.

Раньше на Грушевского не доезжая Дома офицеров была кулинария. Когда мы работали в Лавре или Театральном музее, заходили в нее выпить кофе. «Даниил Даниилович, давайте я вас угощу». – Хорошо, давай. Я ему беру самую-самую красивую булочку. – Да нет, мне вот эту, за 3 копейки, ту я не ем.

Вне работы я его не помню. Он все время работал, даже когда общался, все равно это были разговоры о работе.

Учитель. Наверное, звучит громко, но я до сих пор считаю его своим учителем. Мне впервые встретился человек с образным мышлением тут,  в Украине. Он произвел на меня мощное впечатление, он поразительно отличался от других театральных художников, которые работали фигуративно, или работали с абстрактной формой.

Я начинал заниматься визуальным, и для меня визуальное – это был репортаж, репродукция реальности. Он был первый художник, который показал мне как можно работать с реальностью, переводя ее в смыслы и идеи. После этого я не стал концептуалистом, но вышел за рамки просто фотографии. Я стал мыслить другими масштабами. Сценограф работает не с плоскостью, он работает с пространством, с целым миром.

Лидер выходил за пределы одного изображения; его мыслительная работа – придумать стенографический спектакль, его задача как концептуалиста: переосмыслить и создать художественное решение.

При мне он придумывал «Короля Лира», показывал эскизы, говорил как он думает, это был сложнейший процесс, мощная работа с идейно-тематическим содержанием литературы.

Меня удивляло его искусство: серьезное, мощное переосмысление образов.  До него я воспринимал театр как прямое искусство акынов. А он работал со смыслами, придумывал и создавал новые.

Идеально было бы, чтобы он работал с концептуальными режиссерами, но таких у нас не было. Он работал с Сергеем Данченко, что было тоже интересно: Данченко был абсолютно реалистический режиссер, со своими тонкостями. Они создали пару, которая отлично смотрелась. Точные режиссерские постановки основанные на концептуальной работе Лидера.

лидер5

Мы проработали год, вышла книга в издательстве «Искусство» для которой мы все снимали.

Потом у нас с ним была совместная выставка на открытии Украинского культурного центра в Москве, мои фотографии + его эскизы. Он меня познакомил с Любимовым, с Высоцким. Мы были на Преступлении и наказании» в  «Театре на Таганке».

Потом мы просто уважительно жили свои жизни, и я до сих пор вспоминаю время общения с ним, и его вклад в мою.

Все фотографии Виктора Марущенко
Виктор МарущенкоДаниил Лидердивитися
Share

Читайте также

Просмотр

Дайте звук, будь ласка

Просмотр

Миф о пролитом молоке, или Тевье Тевель

Просмотр

«Как наш двор не обижали…»

Просмотр

Україна має обличчя

Просмотр

Большой маленький мир

Просмотр

Вчити і навчатися

Просмотр

Салли/ Sully

Просмотр

Не такой как все

Предыдущий пост

Почти счастливый сыщик

In Книга

Почти счастливый сыщик

Просмотр

Следующий пост

О плюс U равно Орангутан

In Місто

О плюс U равно Орангутан

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: