Казалось бы: сборник научных статей, разговор профессионалов меж собою (что нам, стоящим вне этого круга, – до их бесед?). Специалисты по производству и прояснению смыслов, коллеги-гуманитарии обсуждают свои внутрицеховые проблемы. Что вообще объединяет собранные здесь тексты?
На одном краю этого обширного тематического поля – сюжеты из истории европейского философствования и его новейших ветвей: герменевтики, социологии, экономики, – все больше частные случаи. Как выглядела проблема «классического» в глазах европейских и русских интеллектуалов 1920-х – 1930-х годов? Что владело умами европейцев и носилось в предгрозовом воздухе Европы в 1914 году? Зачем нужна история в экономическом анализе? На другом его конце – о том, как чувствует себя человек, перемещаясь в пространстве (например, в качестве туриста, – и откуда взялась «туристская практика», и для чего она нужна?), как он использует и воображает город, в котором живет… и тут же, почему-то, – о жанре трагикомедии в истории европейской драматургии, пережившем особенную популярность в конце XVI – первой половине XVII века. А посредине – о разных формах культурной памяти и способах ее выработки: как война 1812 года стала частью героической национальной истории? Как работала с прошлым советская историческая периодика 1950-1960-х? И тут же: а каково пришлось в России середины XIX столетия двум филологам-классикам из немецких университетов?
Чем, чем все это объединяется, кроме того простого обстоятельства, что все вошедшие сюда работы принадлежат сотрудникам одной интеллектуальной лаборатории – московского Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева при Высшей школе экономики – и посвящены юбилею его директора, профессора Ирины Савельевой, совпавшему с 15-летием института?
Думаю, читатель уже догадывается. Речь здесь – о чем бы она ни шла – идет неизменно об одном, в его многообразии: о механизмах выработки человеком самого себя как существа смыслового (и лишь вследствие этого – исторического и социального), о происхождении смыслов, о принципах их возникновения.
Но кроме всего прочего, здесь – всем корпусом текстов, самой его стилистикой и общим интеллектуальным тонусом – заявлена принципиальная этическая, экзистенциальная позиция. Неотъемлемая от интеллектуальной – и даже прямое ее следствие. Это – утверждение связи между ясностью понимания и интенсивностью жизни, умственным усилием и качеством человеческого существования. И вот это уже имеет к нам, остающимся за пределами профессионального круга авторов книги, самое прямое отношение.
Можно жить и мучиться. Можно работать и страдать. Можно творить и жаловаться. А можно любить и наслаждаться. Можно писать и получать от этого удовлетворение. Можно даже от административной работы иметь удовольствие. А от таких свершений, как создание и развитие успешного института, – точно можно. Древнее искусство жизни – превращать слезы в жемчужины.
Текст: Ольга Балла
Сад ученых наслаждений: сб. тр. ИГИТИ к юбилею профессора И.М. Савельевой / Отв. ред Е.А. Вишленкова, А.Н. Дмитриев, Н.В. Самутина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.