• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Книга
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Frankfurter Buchmesse: зробити книги сексуальнішими

12.11.2025

Прочитать

Книга як подорож: в Українському Домі – книжковий фестиваль «Фундамент: історії про культуру»

18.10.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 10 книжок, які зроблять умнішими

18.07.2025

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Стиль

Прочитать

Школа Ла Камбр: транс-формації

09.10.2025

Прочитать

Божевільні виставки: паризькі храми моди та їхні господарі

04.09.2025

Прочитать

Спека у Парижі: Девід Гокні, Нікі де Сен-Фаль і Dolce&Gabbana

27.08.2025

Прочитать

Еames Lounge Chair: гроші та емоції

11.08.2025

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

In Книга

Национализм как художественный эксперимент

1.5K Просмотров 11.07.2017

Национализм как художественный эксперимент Pin It

Профессор Висконсинского университета Ирина Шевеленко назвала свою книгу «Модернизм как архаизм», и это звучит эффектным оксюмороном (вроде «Архаисты-новаторы»).

Но тут нет противоречия: Шевеленко описывает интригу модернизма как агента культурного национализма, как некий художественный прием, «переизобретающий» архаическую традицию.

В Европе «эпохой национализма» принято считать начало XIX века, немецкий романтизм, «открывающий» национальную культуру. Шевеленко полагает, что в России в этот момент происходила, скорее, «европеизация элит»,  что национальный проект оказался «отложенным» и реализовался век спустя. И если позднеимперский «культурный национализм» в государственном своем воплощении был стилизованной реинкарнацией допетровской эстетики (т.н. «русский стиль»), то художники-модернисты ищут пути к «всенародному искусству» через мифотворчество (Вячеслав Иванов), через словотворчество (Хлебников), через разного рода поведенческие и эстетические эксперименты, через фольклоризацию (Есенин, Андрей Белый, Цветаева).

Шевеленко подробно разбирает историю открытия средневековой иконописи, показывая ее влияние на художественные приемы авангарда: собственно, в этом она и видит смысл «модернизма как архаизма»: провозгласить экспериментальную эстетику как эстетику национальную по преимуществу.

Из дневника Сергея Прокофьева:

«Дягилев очень горел узнать балет. Я ему объяснил сюжет, а затем сыграл музыку, за которыми последовал колоссальный разговор и вот какой: что это такое — я, русский композитор, на русский сюжет и пишу интернациональную музыку?! Это не годится. По мнению Дягилева, интернациональной музыки быть не может. Не следует, конечно, под именем «национальной» понимать народные темы и вообще смотреть на это узко, но русский дух должен быть — и этому я не чужд, примеры тому — многое во 2-м Концерте». Среди прочего из речи Дягилева записал Прокофьев и такие пассажи: «Ну, пускай мы оставим балет так, пускай к вашей нерусской музыке пригоним особенно русскую постановку, особенно русские декорации и костюмы — нет-с, Париж чуток, Париж всё разберет, а за Парижем пойдет весь мир». В тот же день Дягилев писал по поводу прокофьевского балета Стравинскому: «Сюжет Петербургского изготовления, годный к постановке в Мариинском театре il y a dix ans. Музыка — как он говорит — “без исканий «русскости» — просто музыка”. Это именно просто музыка. Очень жалко, и надо все начинать сызнова».

Ирина Шевеленко. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: НЛО, 2017.

читати
Share

Читайте также

Просмотр

Передзамовляй це: 6 книжок на порозі осені

Просмотр

Доверять нельзя проверять

Просмотр

Город как спектакль для прохожего

Просмотр

Скандинавский детектив

Просмотр

Гра на трьох, або Омаж Мідянці

Просмотр

«…сам-один і якось збоку»

Просмотр

К Книжному Арсеналу-2018

Просмотр

Орган для шестого чувства

Предыдущий пост

Паркер!

In Книга

Паркер!

Просмотр

Следующий пост

У вокзала

In Місто

У вокзала

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: