• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Стиль

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In 111 слів

Национализм как художественный эксперимент

1.5K Просмотров 11.07.2017

Национализм как художественный эксперимент Pin It

Профессор Висконсинского университета Ирина Шевеленко назвала свою книгу «Модернизм как архаизм», и это звучит эффектным оксюмороном (вроде «Архаисты-новаторы»).

Но тут нет противоречия: Шевеленко описывает интригу модернизма как агента культурного национализма, как некий художественный прием, «переизобретающий» архаическую традицию.

В Европе «эпохой национализма» принято считать начало XIX века, немецкий романтизм, «открывающий» национальную культуру. Шевеленко полагает, что в России в этот момент происходила, скорее, «европеизация элит»,  что национальный проект оказался «отложенным» и реализовался век спустя. И если позднеимперский «культурный национализм» в государственном своем воплощении был стилизованной реинкарнацией допетровской эстетики (т.н. «русский стиль»), то художники-модернисты ищут пути к «всенародному искусству» через мифотворчество (Вячеслав Иванов), через словотворчество (Хлебников), через разного рода поведенческие и эстетические эксперименты, через фольклоризацию (Есенин, Андрей Белый, Цветаева).

Шевеленко подробно разбирает историю открытия средневековой иконописи, показывая ее влияние на художественные приемы авангарда: собственно, в этом она и видит смысл «модернизма как архаизма»: провозгласить экспериментальную эстетику как эстетику национальную по преимуществу.

Из дневника Сергея Прокофьева:

«Дягилев очень горел узнать балет. Я ему объяснил сюжет, а затем сыграл музыку, за которыми последовал колоссальный разговор и вот какой: что это такое — я, русский композитор, на русский сюжет и пишу интернациональную музыку?! Это не годится. По мнению Дягилева, интернациональной музыки быть не может. Не следует, конечно, под именем «национальной» понимать народные темы и вообще смотреть на это узко, но русский дух должен быть — и этому я не чужд, примеры тому — многое во 2-м Концерте». Среди прочего из речи Дягилева записал Прокофьев и такие пассажи: «Ну, пускай мы оставим балет так, пускай к вашей нерусской музыке пригоним особенно русскую постановку, особенно русские декорации и костюмы — нет-с, Париж чуток, Париж всё разберет, а за Парижем пойдет весь мир». В тот же день Дягилев писал по поводу прокофьевского балета Стравинскому: «Сюжет Петербургского изготовления, годный к постановке в Мариинском театре il y a dix ans. Музыка — как он говорит — “без исканий «русскости» — просто музыка”. Это именно просто музыка. Очень жалко, и надо все начинать сызнова».

Ирина Шевеленко. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: НЛО, 2017.

читати
Share

Читайте также

Просмотр

400 пьяных кроликов

Просмотр

Киевское Возрождение

Просмотр

Украина прифронтовая

Просмотр

Боги серед людей

Просмотр

Перекладаючи Японію

Просмотр

Поэтические практики в разгар весны

Просмотр

Музика уночі

Просмотр

Федір Кричевський

Предыдущий пост

Паркер!

In 111 слів

Паркер!

Просмотр

Следующий пост

У вокзала

In Місто

У вокзала

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: