• Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Экран
  • Стиль
  • 111
  • О нас

111 слов

Прочитать

«Історія знову пишеться втраченим поколінням»

11 Август, 2022

Прочитать

Manzeye, Mareppa, Mareppo, Mussapa

4 Август, 2022

Прочитать

Культурний поліморфізм України: погляд з Італії

19 Июль, 2022

Прочитать

«Наш Мазепа свят, а ваш москаль – скурвый сын!»

4 Июль, 2022

Прочитать

Поезія воєнної доби: «Назви мені місто – і я скажу тобі, де його рана»

28 Июнь, 2022

Стиль

Прочитать

Мода не може брехати

27 Октябрь, 2021

Прочитать

Шить в Париже

19 Март, 2019

Прочитать

Дело в шляпе!

15 Март, 2019

Прочитать

Умные часы — украинский стартап Force

6 Август, 2018

Прочитать

Киевлянин, которого мы потеряли

1 Август, 2018

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

inший Kyiv

  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

In 111

Проживший жизнь между игрой и смертью

856 Просмотров 9 Август, 2017

Проживший жизнь между игрой и смертью Pin It

«Я – человек заурядный, – настаивал он в год своего 60-летия, – и моя лирика – это лирика заурядного человека: не Бог весть какого довольно типичного русского эмигранта.

Другое дело, я совершенно в том уверен, что любое жизненное явление, в том числе и заурядное бытие, может быть выражено на высоком лирическом уровне.»

Так говорил один из самых значительных русских поэтов конца XX – начала XXI века.

Тихий русский эмигрант Лев Лифшиц (1937-2009), снискавший известность под своевольно принятой фамилией Лосев, был событием в истории русской словесности насколько же крупным, насколько и – вопреки терпеливо культивируемому самовосприятию – нетипичным.

После смерти своего друга Иосифа Бродского преподаватель литературы в Дартмутском колледже Лев Лосев стал, как пишет один из мемуаристов, первым русским поэтом Америки. Как-то очень естественно стал, никогда не претендовав на этот статус, напротив того, он как будто сознательно выбирал вторичные роли Более того, он и стихи начал писать всерьёз (притом – сразу сильные и зрелые) в возрасте нетипично позднем – и символическом: тридцати семи лет (до этого успев сделать для русской поэзии много важного: он первым опубликовал стихи Бродского – в журнале «Костёр», где проработал 13 лет и где благодаря ему, кроме будущего нобелиата, дебютировали Евгений Рейн, Михаил Еремин, Владимир Уфлянд, Александр Шарымов). В возрасте, в котором, как принято думать, поэты часто умирают, поэт Лосев только родился. Поздно начав, прожив не очень большую жизнь, не торопясь, не преодолевая себя, он успел всё самое существенное – и по большому счету. Ну и, наконец, не слишком типично соединение в одном лице поэта первого ряда – и филолога-профессионала с жестким, ясным, критичным, скептичным и независимым умом. В Лосеве они не вытесняли друг друга. Кажется, даже не спорили. Просто говорили о мире разными языками.

Сборник памяти поэта, выпущенный «Новым литературным обозрением», хорош тем, что позволяет увидеть разные стороны, разные стилистические регистры и его личности, и восприятия Лосева его окружением. Собственных лосевских стихов здесь (кроме цитат, конечно) нет, и поэтому лучшим параллельным чтением к этой книге (как, может быть, не каждому известно, книги нуждаются в параллельных чтениях, им требуется – для объёмности – смысловая среда) будут именно они. Зато – кроме воспоминаний – есть стихи, посвящённые ему, дневниковые записи Лосева середины 1970-х, его статья о влиянии культурной изоляции на язык писателей-эмигрантов – и, что самое интересное, блок исследований, посвящённых Лосеву как явлению поэтической и филологической мысли. Да, именно мысли, хотя на вопрос о том, что такое поэзия, сдержанный Лосев отвечал: «Игра» – и говорил правду.

Проживший жизнь между игрой и смертью, Лосев прежде всего был Homo liber – человек свободный, как определяет в «Этике» этот вид человека Спиноза: «Свободный человек менее всего думает о смерти, а мудрость его основана на размышлении о жизни, а не о смерти».

Текст: Ольга Балла

Лифшиц / Лосев / Loseff: Сборник памяти Льва Лосева / Под  редакцией М. Гронас и Б. Шерра. – М.: Новое литературное обозрение, 2017.

читать
Share

Читайте также

Просмотр

Homo Urbanus

Просмотр

Правда плоского світу

Просмотр

Виходячи з гри

Просмотр

О любви к крокодилам

Просмотр

Стопиццот слов интернета.ру

Просмотр

Прості непрості речі

Просмотр

Зустрічайте: «Листок»

Просмотр

Друже Лі Бо

Предыдущий пост

Как важно не быть…

In 111

Как важно не быть серьезным

Просмотр

Следующий пост

Очень по-французски

In Город

Очень по-французски

Просмотр

Instagram вернул неверные данные.

© 2022 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: