• Город
  • Тиждень
  • Арт
  • 111
  • Стиль
  • О нас

111 слов

Прочитать

Посох Асклепия

29 Ноябрь, 2019

Прочитать

Сільський божевільний, що живе на околиці світу

27 Ноябрь, 2019

Прочитать

Марадона, Перша світова і британський розслідувач Голодомору

26 Ноябрь, 2019

Прочитать

Прості речі

11 Ноябрь, 2019

Прочитать

Голоси епох в музеї Ханенків

9 Ноябрь, 2019

Стиль

Прочитать

Шить в Париже

19 Март, 2019

Прочитать

Дело в шляпе!

15 Март, 2019

Прочитать

Умные часы — украинский стартап Force

6 Август, 2018

Прочитать

Киевлянин, которого мы потеряли

1 Август, 2018

Прочитать

Выпускной в ПТУ

4 Июль, 2018

 

inший Kyiv

Читать Смотреть Слушать
  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • 111
  • Про нас

inший Kyiv

  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • 111
  • Про нас

In 111

Тинторетто жил на Васильевском

330 Просмотров 14 Сентябрь, 2017

Тинторетто жил на Васильевском Pin It

При чтении своевольных записок Дымшица мне не раз приходило на ум другое недавнее, резко-индивидуальное и до сей поры остававшееся, кажется, вполне одиноким в своем роде явление обширного венецианского текста русской литературы:

«Музей воды» Дмитрия Бавильского. Не то чтобы я подозреваю влияние одного из этих текстов на другой (второго – на первый), хотя исключать, разумеется, не могу, – но родство оптики и интенций, даже типологическое родство – по-моему, несомненно. И дело не только и даже не в первую очередь – в том, что оба автора прочитывают город через себя и собственный опыт, в том числе телесный и повседневный, – да кто же этого не делает (ну и уж, конечно, не в том, что оба используют для своих градоразведывательных целей, для моментального схватывания связанных с городом мыслей и внутренних движений новейшие технические средства, – в случае Дымшица это фейсбук, – хотя, наверно, это тоже показательно). Дело в том, что оба очень осознанно работают с ситуацией, когда количество наговоренного о Венеции, надуманного, начувствованного и навоображенного, а пуще того – наидеализированного о ней на одном только русском языке, не говоря об иных, давно уже достигло критической массы – и пора от наросших вокруг города мифов, от задаваемых ими автоматизмов восприятия дистанцироваться. Вполне освободиться от них, надо полагать, нереально (и не факт, что нужно, – это было бы губительным срезанием с культурной почвы плодородного слоя). Но вот отодвинуться от них на критическое же расстояние, а для этого – подробно осознать их происхождение и устройство совершенно необходимо (просто уже для качества общекультурного зрения). В случае Венеции, заговоренной и засмотренной до невыносимости, до невидимости, такие усилия насущны особенно. И вот Дымшиц теперь – еще один из тех немногих, кто делает именно это.

Самое интересное в книге – даже не то, что, как обещает нам автор короткого предисловия к ней, Полина Барскова, такой Венеции мы еще никогда не видели. – Думаю, все-таки видели; город в точных, летучих описаниях Дымшица узнается очень хорошо. Самое интересное – то, что книга получилась не столько о городе, сколько о восприятии, о том, как участвуют в нем привычки воспринимающего, его память, его очевидности и пристрастия; то, что они не затмевают города, но, напротив, позволяют увидеть его так, как, действительно, другой человек не смог бы его увидеть – просто в силу того, что у него другие инструменты. Так петербургский житель Дымшиц, генетик по образованию, переводчик с идиша и исследователь культуры восточноевропейских евреев по роду занятий, не может думать о Венеции, не думая при этом о Венеции Северной («Каннареджо – небесный Васильевский остров. Непрорытые каналы в линиях – прорыты и тянутся строго параллельно друг другу. Тинторетто жил на Васильевском»), о химии, о биологии, о литературе на идише. И его понимания всех этих областей, умещаясь в одной воспринимающей голове, работают друг на друга, уточняют и выращивают друг друга.

Все это не значит, повторяю и настаиваю, что автор, пишущий таким осознающим образом, совсем избавляет и себя, и нас от неминуемо сопутствующих городу – а особенно городу значительному – мифов. Напротив того, он добавляет новые, – просто уже потому, что без мифов ничего по-настоящему не увидишь.

Чтобы стать настоящим центром, надо быть периферией всех центров. Венеция – это западная окраина Востока и восточная – Запада, северная – Юга и южная – Севера. Глухие задворки Византии, задний двор католического мира на границе с исламом и православием. От нее одинаково близко до итальянцев (когда-то венецианцы ими не были), немцев, славян, венгров, греков и турок. Одним словом, центр мира.

Текст: Ольга Балла

Валерий Дымшиц. Из Венеции: Дневник временно местного. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017.

Ольга Баллачитать
Share

Читайте также

Просмотр

Линкольн в Лимбе

Просмотр

Архитектура как психика

Просмотр

Щоденники нейрохірурга

Просмотр

Мирон Петровский: проза Левого берега

Просмотр

Нечто важное о себе и мире

Просмотр

Продовження буде

Просмотр

Почти счастливый сыщик

Просмотр

Магічний реалізм

Предыдущий пост

Прості непрості речі

In 111

Прості непрості речі

Просмотр

Следующий пост

Рождественская история в сентябре

In 111

Рождественская история в сентябре

Просмотр

  • *smirkes because jumpsuit is still stain free #bottegaveneta #oneteaspoon #minimalstyle ad
  • A favorite since years 🤍
  • Did someone call a painter? #bottegaveneta #oneteaspoondenim #oldceline ad
  • Warm, fresh baked bread 🍞 ...
  • Perfect travel outfit ✌🏻#bottegaveneta #oldceline #buenosaires #minimalstyle ad

© 2019 inший Kyiv - All Rights Reserved.