О национальных влияниях на архитектуру и украинском модерне рассказывает архитектор Юрий Лосицкий.
Украина (Киевская Русь) свою церковную культуру приобрела у Византии. Владимир Святославич перенял самый передовой стиль, который существовал тогда в мире. Византийская культура была самая интересная – архитектурные формы, мозаики, фрески.
Романский стиль назван так потому, что Запад пытался наследовать все римское, то есть византийское, хотя, пожалуй, до Византии не дотягивал.
Десятинная церковь X век, реконструкция Ю.С. Асеева
Самые первые сооружения в Киеве – Десятинная церковь, Софийский собор, Успенский и Михайловский соборы – имели признаки византийской архитектуры, вот какие:
- Кладка опус микстум – то есть смешанная, чередующиеся слои из природного камня и обожженного кирпича.
- Единая система модульного построения, при которой не смотря на разницу в общих размерах этих храмов, размеры кратны модулю, равному четырем греческим футам.
В 1132 году эта архитектурная традиция резко изменилась. Первые два сооружения – Церковь Богородицы Пирогощи на Подоле и Церковь Спаса на Берестове. Там все иное – другой размер модуля, другие соотношения толщины стен к пролетам сводов, но главное – вместо кладки опус микстум применена чисто кирпичная. Опус микстум был хорош там, где много камня. У нас камня не было, но иностранная технология просуществовала от 988 до 1132 годов, принося лишь неудобства и расходы.
Первые храмы до и включая первую четверть XII века были византийскими. Существует предание о том, как строился Успенский собор. Вы наверняка его хорошо знаете, «образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится варяг Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие» – писал Дмитрий Лихачев в «Градозащитной семантике успенских храмов на Руси».
В 1240 году, когда татары разорили Киев, тут долгое время ничего не строилось. В 1360 году, когда Литва выгнала из Киевской Руси татарское войско, появились новые влияния западные и католические, православных храмов в то время, за исключением Острога и Межирича практически не воздвигали.
Когда Литва объединилась с Польшей, резко усилилось влияние католицизма, и естественно, подтянулись самые продвинутые на то время итальянские архитекторы – типа Меретини, Молли, Маливерна…
Как писал историк архитектуры Григорий Никонович Логвин: «есть выдающийся украинский архитектор Бенедикт Меретин».
В каком стиле строил итальянец Бенедикто Меретини, в общем-то понятно. Первые храмы, которые они строили здесь – это католические храмы – костелы. Первый православный каменный храм в Киеве – это храм, построенный Петром Могилой в Киевском братстве между 1632 и 1668 годами. На него можно прийти и посмотреть. Таких храмов всего три – еще один в Переяславе, и один – усыпальница Хмельницкого в Субботове. Если усыпальница в Субботове напоминает костел, там барочный фронтон, оставшиеся два – в братстве и в Переяславе, сделаны как костелы, но они всефасадные, как православные храмы, и в них с запада пристроен притвор, симметричный апсиде.
Первые православные храмы, которые имели по-настоящему православный облик, это два Мазепинских храма: Никольский военный собор и Богоявленский собор Братского монастыря 1693-95 года. Строил их Осип Старцев, он приехал из Москвы, до введения табели о рангах его должность значилась как подмастерье каменных дел царя. То есть – подмастерье, но – царя (а после введения – генерал маиор – начальник департамента строительства империи).
Эти соборы были центрические, в какой-то мере копировали византийское наследие, но конечно, барочные элементы в них были, поскольку в западной Европе к тому времени было распространено барокко. После барокко – рококо, потом ранний классицизм. Потом – поздний, про который говорят «это имперский стиль». Да, имперский, Наполеона I.
Многие говорят, что церковь Рождества – это пример русского классицизма. Какого русского? Андрей Меленский работал с Джакомо Кваренги. Все пытались наследовать самый прогрессивный стиль.
Что построено на Контрактовой площади? Первый этаж академического корпуса 1606 (или 1607) год, второй – построил немец Иоганн Готфрид Шедель. Гостиный двор построил Луиджи Руска. Тоже не старался строить его в каком-либо национальном стиле. Перепланировку Подола делал Вильям Гесте – и он тоже не старался навязывать здесь какой-то местный стиль.
То, что построил ученик Андрея Квасова, Иван Григорович-Барский, – наверное уже и можно признать национальным стилем, но для этого все еще нет достаточного основания – сам автор не стремился выразить в произведении национальную идентификацию.
Украинский национальный стиль в архитектуре начинается с украинского модерна.
На самом известном памятнике украинского модерна – здании губернского земства в Полтаве, есть памятная доска, заложенная его автором – Василием Кричевским – о том, что это первая попытка создания нового национального украинского стиля.
Хотя… национальный модерн – польский, чешский, образцы австрийского и немецкого модерна – в общем-то в чем-то довольно близки. За основу в них берутся элементы народной деревянной архитектуры, которые делаются в камне, традиции гражданского и церковного строительства.
По некоторым понятиям, Парфенон и ему подобные – это тоже каменное воплощение деревянной стоечно-балочной конструктивной системы.
Словом, можно говорить о национальных, украинских влияниях на архитектуру, но также еще – и о влиянии мировой архитектуры на строительство в Украине.
И вот непопулярный тезис: деревянная народная архитектура шла вслед за профессиональной. Так, во времена барокко сельские деревянные храмы получили пышные грушевидные завершения, во время торжества классицизма в народной архитектуре появились открытые портики, стали другими крыши.
Черты украинского архитектурного модерна:
- Пятигранные оконные и дверные проемы, сдвинутые к верху подкосы были функциональны и имели конструктивное значение в деревянной народной архитектуре
- Большие выносы карнизов на деревянных кронштейнах
- Использование характерных украинских орнаментов в декоре
- Использование майолики
- А главное все же – это стремление общества придать архитектуре свой неповторимый национальный колорит и умение архитекторов это воплотить.