Персональный проект Анны Звягинцевой «Неуместные прикосновения» в PinchukArtCentre — что стоит за простотой.
Вряд ли PinchukArtCentre, планируя экспозиционные площади, хотел добиться такого эффекта, но получилось, что путь к «Неуместным прикосновениям» Анны Звягинцевой — это крутой трехэтажный квест. Сначала посетитель проходит «Хрупкие состояния» Марины Абрамович, Ай Вэйвэя, Оскара Мурильо, Бартелеми Тогу, Урса Фишера, Дэмиена Херста, Дугласа Гордона… Затем попадает в «Анонимное общество», ключевое слово «аномия» – кризис переходного периода, в котором застрял украинский социум — толком не оторвавшись от советского и не обретя ориентиры. Работы отсылают к советскому времени, не то ностальгируя, не то отрекаясь. «Затемнение» Евгения Павлова, серия «Паспорт» Александра Чекменева, «Нет рая» Сергея Браткова экзистенциально холодны, но «Доска почета» Жанны Кадыровой ерничает и замахивается на святое.
Только с помощью смотрителя можно найти два маленьких зала, преодолев темные закоулки и поборовшись с бархатными занавесями, отделяющими видеопроекты. Выставка Звягинцевой «Неуместные прикосновения» в этом контексте кажется маленькой, странной. Она напоминает одновременно мастерскую чертежника и кабинет травматолога. На стенах — групповые фотографии с силуэтами, обведенными черным в местах невольных встреч локтей, плеч, боков. В центре зала — гипсовые слепки слегка соприкоснувшихся опять-таки локтей, предплечий, бедер.
Проект Анны Звягинцевой вдруг становится кульминацией двух действующих выставок. Исследуемое ею анонимное коллективное тело состоит из миллионов отдельных тел, на миг приникающих друг к другу и тут же теряющих связь. Это тела никем не любимые, дряхлые, немощные — как у стариков в серии «Паспорт», которых поддерживают для съемки чьи-то руки. Это тоталитарное тело власти — в видеопроекте Оксаны Чепелик «Любимые игрушки лидеров». Это молодые тела заводских рабочих в «Жизни завода» Евгения Павлова — они раскованно прижимаются друг к другу на праздничной вечеринке, но они же без энтузиазма размахивают руками во время гимнастики у станков в рабочий полдень. Это тела матери и ребенка, нежно обнимающиеся на видео Евгении Белорусец «Своя комната».
Анна Звягинцева своим проектом охватывает тот корпус проблем, которые, так или иначе, затронуты в остальных проектах Пинчук-центра: одиночество и старость, война и разрушение, смерть, противостояние личности обезличенному социуму, отчуждение тела, обесценивание жизни. Все они ищут точки соприкосновения, тот неизвестный клей, который соединяет тела и души.
Текст: Марина Полякова
- Что: Анна Звягинцева «Неуместные прикосновения»
- Где: PinchukArtCentre, ул. Большая Васильковская / Бассейная 1/3-2
- Когда: 27 октября — 7 января; вторник-воскресенье 12:00-21:00, понедельник выходной.