Рождественская киноклассика от Капры до Бергмана
Эта замечательная жизнь (It’s a Wonderful Life, 1946), классическая черно-белая мелодрама Фрэнка Капры с Джимми Стюартом в главной роли, немного пафосная и со всеми признаками святочной истории, – говорят, что это американская «Ирония судьбы», ее каждый год на Рождество смотрят всей страной. Мораль там незамысловатая: прекрасный во всех отношениях герой Стюарта устал сражаться с неудачами и аккурат в канун Рождества задумывается о самоубийстве. Но на помощь ему приходит бескрылый ангел. Это, кажется, одно из первых голливудских сошествий ангела, и этот первый ангел, кажется, самый обаятельный и нелепый.
Жена епископа (The Bishop’s Wife, 1947), еще одна романтическая комедия с ангелом. Этого ангела зовут Дадли, изображает его Кэри Грант, и он, как вы понимаете, призван составить женское счастье. Но не в том смысле, в котором вы подумали. Между тем, автор сценария этого целомудренного фильма – Билли Уайлдер.
Квартира (The Apartment, 1960) – одна из самых знаменитых мелодрам в мировом кинематографе, повлиявшая, кажется, на всех. Классический Билли Уайлдер, черно-белая (в 1960-м это прием!) офисная лав-стори, Джек Леммон в роли бухгалтера и Ширли Маклейн – скромная лифтерша. Их непростой служебный роман счастливым образом завершается в Рождество: «Я люблю вас, сдавайте карты». – говорит в финале Ширли; пять «Оскаров» и три «Золотых глобуса».
Магазинчик за углом (Shop Around The Corner, 1940) Этот знаменитый фильм Эрнста Любича про роман по переписке снят по мотивам забытой венгерской пьесы «Парфюмерия» и сегодня, кажется, более известен своим ремейком «Вам письмо» с Мэг Райан и Томом Хэнксом. Однако еще прежде было несколько ремейков, в одном из которых дебютировала 3-хлетняя Лайза Минелли (она играла дочь героини, которую в свою очередь изображала Джуди Гарленд). А в фильме Любича играет все тот же Джимми Стюарт, действие происходит в Будапеште, а сам Любич признавался, что вспоминал Берлин своей юности.
Фанни и Александр (Fanny och Alexander, 1982), – самый большой во всех смыслах, и едва ли не лучший фильм Ингмара Бергмана. В рождественский список попал потому, что эта история начинается в Рождество. Здесь есть все: театр, праздник, ужас, волшебство, лицемерный злодей и чудесный спаситель. Наконец, эта история, увиденная глазами ребенка, выдерживает рождественские стандарты: после всех злоключений дети возвращаются домой!