Карпо Соленик и история провинциального театра
Титульная реплика Аркадиной из чеховской «Чайки» традиционно рифмовалась с пушкинским бомо («харьковский университет не стоит курской ресторации»), и коль скоро Харьков привыкли понимать в таких контекстах как метонимию, как столицу провинции, то харьковский театр – первый и главный из провинциальных.
Замечательный гоголевед Юрий Владимирович Манн написал книгу о провинциальном театре и об актере харьковской труппы Карпе Соленике (1811-1851).
Театральное искусство иллюзорно, до эпохи видеозаписи оно сохранялось лишь в театральной рецензии и легендарной памяти. Сегодняшний зритель слыхал о Щепкине, но вряд ли – о Соленике. Между тем, имя Соленика сохранила не только театральная легенда, но и академическая история: именно Соленика Гоголь хотел видеть в роли Хлестакова; именно Соленик воплощал для Гоголя ту простую, естественную – «простодушную» природу комического, которую он искал и не находил в столичных труппах.
Новая книга не только об истории одного актера (эта история короткая: первый актер южно-русской сцены умер от чахотки, едва дожив до сорока), – она об истории театра и театральных школ. Но прежде всего, о харьковской труппе и о провинциальном театре как таковом.
Провинциальный артист… Нужно, чтобы это понятие ожило, обрело свои реальные контуры, — только тогда можно конкретно представить себе те условия, в которых развивался талант Соленика.
Была в русском водевиле первой половины XIX века излюбленная тема: провинциальному артисту, всю жизнь мыкавшему горе и сносившему оскорбления, вдруг удается покарать своих притеснителей
и добиться успеха… Видно, немало пришлось испытать ему и в реальной действительности, если возникла эта своеобразная сказка об актерском счастье!
Мы знаем о тяжелом положении, в которое были поставлены в ту пору артисты столичных театров, — положение провинциальных артистов не могло идти с ним ни в какое сравнение. Вдесятеро возрастала их зависимость от произвола властей — городничего, полицмейстера, губернатора, наконец просто от какого-нибудь князя или графа, избравшего провинциальный театр объектом своего покровительства. Плотнее сжималось вокруг артиста кольцо предубеждений и предрассудков, заставлявших обывателей видеть в нем лишь жалкого «комедианта», «штукаря» и если не совсем «басурманина», то, во всяком случае, существо не вполне полноправное, второразрядное. Наконец, и сама актерская среда в провинции была в общем
куда мельче, пестрее, случайнее:
Иной злодей не доучился —
Куда? В актеры норовит!
Иной все прожил, разорился —
Пойду в актеры, говорит!
Чиновник — тот в беду попался,
В актеры с горести идет!
Купец — пропал, проторговался,
И тот в актеры уж ползет!
Юрий Манн. Карпо Соленик: «Решительно комический талант». — М.: Новое литературное обозрение, 2018.