• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Стиль

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In Арт, Місто

Киевские мотивы Олексы Захарчука

2.1K Просмотров 18.11.2019

Киевские мотивы Олексы Захарчука Pin It

Олекса Захарчук – замечательный киевский художник, сегодня можно с уверенностью сказать – классик. Он прожил в Киеве больше 60 лет и все это время он рисовал Киев. Но мы  хотим представить совершенно особый и ни на что не похожий цикл городских пастелей: их пока еще (до 24 ноября) можно увидеть на выставке в Доме художника, и конечно же в галерее «Синий вечер».

О том, как возник этот цикл, в чем его особый смысл и значение, рассказывает дочь художника искусствовед Юлия Захарчук.

Отец любил работать пастелью, мелками, это его любимый материал где-то с конца 40-х – начала 50-х, и у нас <в «Синем вечере»> есть пастельные пейзажи этих лет, киевские и околокиевские (Лютеж, Триполье). В 1963 году он поехал в Москву, – там открылась выставка Фернана Леже. До этого отец что-то видел в репродукциях, но на него это не производило впечатления. Выставку то открывали, то закрывали: это был очень смелый и по тем временам запретный «авангард», но жена художника, Надя Леже, была коммунисткой, участницей Сопротивления и подругой тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Поэтому выставку разрешили, и  прошла она с большим успехом.

На отца эта выставка произвела огромное впечатление, он сам об этом говорил:  будто  – как в той андерсеновской сказке –  в глаз какой-то кристалл попал,  и эти городские пастели 1963-1965 гг., – они написаны на этой волне. Манера его пастелей тогда кардинально изменилась в сторону декоративности, появилась густая черная контурная линия, все предметы очерчивающая. И этот цикл получился очень интересным и совершенно отдельным. Мотивы там в основном городские, – очень много видов Труханова острова: лыжники, конькобежцы, рыбаки. И условный язык – что-то от детского рисунка.

– Все это, наверное, связано с общим движением в живописи 60-х – от пафоса и официоза к частной жизни, к новой интонации – более свободной и иронической. В этом смысле очень органично эти киевские пастели смотрелись на выставке украинского «оттепельного» искусства «Большие надежды» (она проходила в «Хлебне» три года назад).

Да, там были две работы – «Новостройки на Воскресенке» (там жил близкий друг отца Борис Довгань). и это действительно совершенно отдельный период, где-то до 1964-го, потом отец от этой манеры отошел.

Но лет через 30, в 1994-м, когда готовился к первой своей выставке в «музее со львами», пересмотрел эти работы, оформил их  в одинаковые черные рамы. В общем, они ему нравились. Но вот что странно: они производят совершенно легкое и счастливое впечатление. Между тем, по разным причинам этот период в его жизни был достаточно сложным и драматичным. И я не знаю, как это получилось, – возможно именно так он выкарабкивался из тогдашней своей депрессии. Возможно, эти «счастливые» киевские пастели – своего рода лечение искусством.

Фотографии из архива Юлии Захарчук

дивитисяКиев счастливыйОлекса ЗахарчукЮлия Захарчук
Share

Читайте также

Просмотр

Ревущие двадцатые

Просмотр

Киев счастливый

Просмотр

Площадка для творчества

Просмотр

«Не объект»

Просмотр

Новый Альмодовар: три вещи

Просмотр

Роман Лейбов: глазами (не)постороннего

Просмотр

Хроники вторжения

Предыдущий пост

Музичний Тиждень

In Тиждень

Музичний Тиждень

Просмотр

Следующий пост

«Мертвец на пружинах»

In Арт

«Мертвец на пружинах»

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: