Александр Морозов представляет цикл «Мастерская»
На этот раз мы в гостях у Бориса Фирцака, в его мастерской на Лукьяновке. Фирцак –живописец, график, театральный художник, один из основателей неформальной художественной группы «Синій Жовтень», об участниках которой мы уже здесь говорили.
Убежище
Собственно говоря, идею ты знаешь, какие-то материалы читал. Наша тема – мастерская. Начнем, наверное, с традиционного вопроса: что в твоем представлении мастерская, помимо того, что это ателье, рабочее место и т.д. Что входит в это понятие?
Мастерская – это помещение, в котором можно укрыться от посторонних взглядов, от праздной назойливости. Своего рода убежище. К тому же особенности моей работы требуют, чтобы мне никто не мешал. Но это не всегда реально. Ведь вокруг соседи, зачастую не очень замкнутые, иногда слушающие громкую музыку. Случается такая «полифония». Но иногда бывают минуты, когда можно выбрать свою временную паузу. Для меня это ночь. Я человек ночной. И лучшие идеи, и лучшие взгляды, как по мне, интеллектуальные работы (а с другим материалом работать невозможно), появляются именно тогда. При том, что свет плохой, и другого освещения не дождешься.
Главное сделать все правильно (я говорю о живописи).
Кстати, говоря о том, что мастерская это «место уединения», ты не одинок.
Я не считаю себя оригинальным.
А как тебе нравится эта мастерская, она ведь совсем небольшая?
Могло не быть и такой. Это помещение мне практически подарили Лена Придувалова и Алексей Аполлонов. Насколько мне помнится, это было после развала БЖ. С Большой Житомирской художники переехали на улицу Лукьяновскую, и всем им выделили помещения под мастерские. Эта комната должна была им принадлежать. Это был какой-то коридорчик, который я огородил стеной, и получилось такое пространство. Света здесь достаточно много, в качестве кабинета для графики – полностью подходит. А как для занятий живописью – маловато. Но у меня есть мастерская здесь и мастерская в Закарпатье, так что эта проблема решаема. Многие написанные там работы попадают сюда и потом уже уходят на выставки. Но все равно, эта мастерская для меня важна – это, по сути, мой офис.
История
Ты ведь учился в РХСШ вместе с Аполлоновым и Придуваловой?
Да, Лена – моя одноклассница. После школы я учился в Украинском полиграфическом институте им. Ивана Федорова во Львове, на кафедре графики. Это книжный полиграфический дизайн, книжная иллюстрация.
То есть по специальности ты книжный иллюстратор?
По специальности я график. Но потом начал заниматься и живописью, и театральными декорациями. Я сразу хотел поступать в театральный институт, но поступить в Киевский институт при тогдашнем безумном конкурсе было маловероятно. Я взвесил все шансы и поехал во Львов, тем более что мне хотелось туда вернуться. Там прошло мое детство, в этом городе у меня много друзей и родных. На том фоне (поздний СССР) он был своеобразным оазисом для независимой творческой интеллигенции.
Все сложилось удачно. Тем более, что многие выпускники РХСШ учились и в нашем институте, и – еще больше – в Институте декоративно-прикладного искусства. Из наших выпускников сложилось целое сплоченное ядро.
Теперь давай поговорим об истории твоих мастерских. Первая была в школе. С институтом более-менее тоже ясно, там все студенты должны были где-то работать.
Да. И в интернате была мастерская.
В каком интернате?
В интернате. Я ведь не киевлянин. Жил там три года, с девятого класса, и там было тоже место для работы. А первая мастерская у меня была в Закарпатье, там родители строили небольшой дом. Пока строительство не закончилось, я его использовал в качестве рабочего места. Лучшей мастерской у меня, наверное, не было. Большое пространство, можно было расставить работы, много света. А потом я снова вернулся в Киев. Это было связано с работой. И у меня были ситуационные мастерские или во Львове, или в Закарпатье. Там я несколько месяцев работал, готовил выставки, а потом перевозил их в Киев или во Львов. Потом, со временем, Придувалова предложила мне свою мастерскую. Несколько лет я там и жил, и работал. А потом я переехал сюда, на Лукьяновку.
Конверты, плакаты, театр
Как ты пришел к театральной живописи?
Это не совсем живопись. Если биографически, по фактажу, я в свое время как художник-график делал конверты для фирмы «Мелодия». Получилась такая ситуация, что один человек заказал плакаты для Нежинского драматического театра. Я взялся за эту срочную работу. Но получилось, что им удобнее платить зарплату, а не гонорар. В результате они взяли меня на ставку. Я им постоянно рисовал плакаты, а потом директор театра предложил мне заняться сценографией. Сначала я отказывался, но потом мне стало интересно. Первой моей работой с костюмами был мюзикл по Андерсену «Дюймовочка». Очень волновался, потому что коллективная работа – нужно было контролировать пошив костюмов, работу над декорациями. Но справился, все получилось. Меня начали приглашать и другие театры, но это для меня не основная деятельность, равно как не является основной книжная иллюстрация или печатная графика. Приоритетом для меня является живопись.
А в каких театрах ты работал?
В театре им. Франко, в Черниговском молодежном театре и т.д. Есть пьесы, есть режиссеры с которыми просто интересно работать. О финансовой стороне речь не идет.
Тебе как театральному художнику для работы тоже предоставляется мастерская?
В этой мастерской я как раз и работаю. Это идеальное место для графики, для эскизов костюмов, декораций. Большой удобный стол, хорошее освещение. С живописью все, конечно, сложнее. Писать портрет с натуры проблематично – не хватает места. Иногда приходится использовать фотографии.
Идеальная мастерская
Что в твоем представлении идеальная мастерская?
Идеальная? Наверное, что бы было достаточно света, чтобы была изолирована от быта, от соседей. Но для меня важно, чтобы не надо было ехать в нее через полгорода полтора часа, а можно было бы встать с кровати, выпить кофе и быть уже одной ногой в мастерской. Что-то подобное было у меня во Львове.
Ты вспомнил львовскую мастерскую. Расскажи о ней подробнее.
Эта мастерская сезонная. Поскольку до недавнего времени она была небольшой оранжереей, где выращивались лимоны, апельсины, экзотические цветы. Но в последнее время отопление стало дорогим, цветы разобрали родственники, и я работаю в галерее до тех пор, пока позволяют климатические условия. Зимой работать сложно, нужен специальный ремонт. Появилась она у меня давно, помогли родственники, сестра в частности. Место там великолепное. Окраина старого центра города, условия практически идеальные. Там помещается все – и большие полотна, и стол для графических работ.
А киевскую мастерскую ты не собираешься менять?
Все же главная проблема тут – отопление. Поэтому я планирую свое время так, чтобы зимой быть во Львове или в Закарпатье. В Карпатах все отлично, там много места, есть печь, но единственный недостаток – далеко ездить. А это важно. Здесь, в Киеве, своего рода консульство. Офис!
Фотографии Матвея Вайсберга, Алексея Белюсенко, Александра Морозова