• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Книга
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Frankfurter Buchmesse: зробити книги сексуальнішими

12.11.2025

Прочитать

Книга як подорож: в Українському Домі – книжковий фестиваль «Фундамент: історії про культуру»

18.10.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 10 книжок, які зроблять умнішими

18.07.2025

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Стиль

Прочитать

Школа Ла Камбр: транс-формації

09.10.2025

Прочитать

Божевільні виставки: паризькі храми моди та їхні господарі

04.09.2025

Прочитать

Спека у Парижі: Девід Гокні, Нікі де Сен-Фаль і Dolce&Gabbana

27.08.2025

Прочитать

Еames Lounge Chair: гроші та емоції

11.08.2025

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

In Арт

Зрительные иллюзии: как это работает

1.1K Просмотров 18.09.2020

Зрительные иллюзии: как это работает Pin It

Маргарет Ливингстон не искусствовед, она – нейробиолог из Гарварда, и ее книжка посвящена зрительному восприятию искусства в самом широком смысле: речь о классической живописи, о фотографии и компьютерной графике, об оптических иллюзиях и грубых телеэффектах.

Как глаз воспринимает цвет и как в этом участвует мозг, как создаются те самые оптические иллюзии, к которым мы настолько привыкли, что никакими иллюзиями не считаем; как из двумерных изображений на сетчатке мозг извлекает трехмерную информацию.

Маргарет Ливингстон много пишет о т.н. «светлоте» (это как-то примыкает к светотени или «яркости»), – вслед за Пикассо, она полагает, что именно «светлота» реальна, а цвет – символичен.

Мы помещаем отрывок из главы «Где и Что», – собственно о различиях в восприятии цвета и «светлоты».

 

Маргарет Ливингстон. Искусство и восприятие. Биология зрения. Перевод А.Громовой. Азбука-Аттикус, 2020.

 

Долгое время в качестве элементов изобразительного искусства выделяли цвет, форму, текстуру и линию. Но еще более фундаментальный характер носит деление на цвет и светлоту. Цвет (помимо того, что помогает описать свойства поверхности предмета) может иметь эмоциональное и символическое значение, но чтобы передать форму, текстуру и линию, достаточно светлоты (это то, что вы видите на черно-белой фотографии). Пабло Пикассо метко высказался на эту тему в письме поэту Гийому Аполлинеру: «Цвет — просто символ; реальность содержится в одной лишь яркости». Художники знают, что цвет и светлота в искусстве могут выполнять разные роли. У этого есть глубокие нейробиологические основания: ведь два названных параметра анализируют разные части зрительной системы, каждая из которых отвечает за свою область в зрительном восприятии. В мозге те области, которые обрабатывают информацию о цвете, расположены на расстоянии нескольких сантиметров от тех, что анализируют светлоту, то есть части мозга, задействованные в анализе цвета и светлоты, анатомически так же далеки друг от друга, как отвечающие за зрение и слух. Начиная с самых ранних этапов обработки зрительной информации, еще в пределах глаза, анализ цвета и анализ светлоты протекают независимо друг от друга.

Более того, среди млекопитающих только в мозге приматов есть области, обрабатывающие информацию о цвете. Системой обработки светлоты, которая в эволюции появилась раньше, обладают все млекопитающие. Вероятно, поэтому именно изменения в светлоте передают самую базовую, то есть самую примитивную и нужную зрительную информацию о происходящем. Не важно, какой цвет несет в себе сигнал о светлоте, потому что те части мозга, которые анализируют наиболее существенные характеристики видимого мира, можно совершенно буквально назвать цветнослепыми.

Некоторые художники с помощью «неправильной» светлоты создают иллюзорное ощущение яркости, объема, движения и изменчивости. Прекрасный пример — который также показывает, как сложно правильно определить светлоту, — это картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Солнце на этой картине кажется одновременно и горячим, и холодным, и светлым, и темным. Оно как будто испускает сияние, пульсирует. Но на самом деле по черно-белой версии картины видно, что оно не ярче облаков на заднем плане. У него точно такая же светлота, как у серого, которым написаны облака. Возможно, отсутствие контраста по светлоте как раз и придает солнцу его потусторонний вид. Ведь более примитивные отделы зрительной системы (которые анализируют движение и положение объектов в пространстве) видят картину как в черно-белой версии и для них солнце почти неразличимо; но часть зрительной системы, характерная только для приматов, отчетливо видит светило благодаря цвету. Странное ощущение возникает из-за расхождения в восприятии этой части картины разными частями зрительной системы. Поскольку солнце невидимо для той ее части, которая переносит информацию о положении и движении объектов, его положение и неподвижность определяются плохо, и может показаться, что оно вибрирует или пульсирует. Солнце у Моне действительно и светлое, и темное, и горячее, и холодное одновременно. Если искусственно сделать солнце на картине более ярким, чем небо, каким оно, конечно, и должно быть на самом деле, ощущение призрачности пропадет, а светило, как ни парадоксально, потеряет свою выразительность.

Разные части мозга обрабатывают разные виды информации. Первое фундаментальное деление в мозге — это деление на сенсорную (входной сигнал) и моторную систему (выходной сигнал). Мы в основном говорим о сенсорной системе, разные части которой обеспечивают зрение, слух, осязание, запах и вкус. Сенсорная система организована иерархически: зоны, которые называются низшими, непосредственно связаны с органами чувств на периферии, а высшие зоны последовательно соединяются друг с другом и в конце концов сходятся в расположенные ближе к передней части мозга полимодальные ассоциативные зоны (те получают сигналы разных модальностей, например от зрения, слуха и осязания). Пока что нейробиологи точно не знают, как устроено сознание и чувство собственного «я», но в целом соглашаются с тем, что это в большой степени продукт деятельности нейронов в этих высших ассоциативных зонах.

…

Более старая в эволюционном плане подструктура из крупных клеток, общая у нас с другими млекопитающими, отвечает за восприятие движения , пространства, положения объекта, глубины (объемности), за отделение фигуры от фона и другие аспекты пространственной организации воспринимаемого изображения. Я буду называть эту систему системой «Где» (некоторые ученые называют ее системой «Как», поскольку она отчасти определяет то, как мы физически взаимодействуем с окружающим миром). Мелкоклеточная подструктура хорошо развита только у приматов и отвечает за нашу способность распознавать объекты, в том числе лица, с учетом цвета и сложных деталей. Эту более новую систему я буду называть системой «Что».

Система «Где» и система «Что» отличаются друг от друга не только по виду информации, которую они извлекают об окружающем мире. Также есть четыре существенных отличия в том, как именно они обрабатывают полученный световой сигнал.

Избирательность к цвету: система «Где» цветнослепая; система «Что» использует и переносит информацию о цвете.

Чувствительность к контрастам: система «Где» отличается высокой чувствительностью к маленьким различиям в яркости (высокая чувствительность к контрасту); системе «Что» требуется бóльшая разница в яркости (низкая чувствительность к контрасту).

Скорость: система «Где» действует быстрее, а ее ответы более кратковременны по сравнению с системой «Что». Для наших рассуждений о статичном искусстве это в основном не имеет значения, но временнЫе характеристики системы «Где», без сомнения, важны для той роли, которую она играет в восприятии движения.

Резкость (разрешение): у системы «Где» резкость несколько ниже, чем у системы «Что» (в два или три раза).

Сама система «Что» делится на систему распознавания форм, в которой используются и цвет, и светлота, и систему цветовосприятия с низким разрешением, которая определяет цвета поверхностей.

главы по субботамчитати
Share

Читайте также

Просмотр

Не только музыка

Просмотр

Гений постмодерна

Просмотр

Бытовой спецназ

Просмотр

Пам’ять – не головне

Просмотр

Только не говори, что влюблена в Кроноса!

Просмотр

Приключения французов в России

Просмотр

Нарешті Берджер

Просмотр

Как лекарство

Предыдущий пост

«Завтра будемо щасливі»

In Арт

«Завтра будемо щасливі»

Просмотр

Следующий пост

Музичний Тиждень

In Тиждень

Музичний Тиждень

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: