Мы по возможности устранимся от сезонного формата «итогов» и «рейтингов». Но в преддверие длинных каникул мы будем размещать здесь списки – длинные и не очень – для чтения-смотрения.
И начнем все же с лучших (на мой личный – Инны Булкиной – непритязательный вкус) фильмов, увиденных в 2018-м.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (реж. Мартин Макдонах, США-Великобритания, 2017)
Да, премьера была в конце 2017-го, но на экраны он вышел зимой 2018-го. Это третий фильм Макдонаха, и кажется, лучший. Я писала о нем здесь , но вкратце – это черный вестерн о муках совести, убийстве и ожесточении. С невероятной Френсис Макдорманд. С самой неожиданной для черного вестерна развязкой. И еще – это о природе контрастных цветов, которые… сходятся.
«Остров собак» (реж. Уэсс Андерсон, США, 2018)
Кукольная анимация Андерсона выстроена в тех же синефильских правилах, что и его игровое «взрослое» кино (на этот раз – оммаж Куросаве), и идея та же, что во «взрослом» кино (если его можно назвать «взрослым»): дети всегда правы, дети и слабые на стороне добра, и добро побеждает зло. Подробнее я писала о нем здесь, но на всякий случай повторю: кошатникам и феминисткам лучше не смотреть. А то мало ли что…
«Донбасс» (реж. Сергей Лозница, Украина, Германия, Франция, Нидерланды, Румыния)
Лозница должен был быть в этом списке, пусть ритуально. «Донбасс» начинается как фейк, а заканчивается казнью, и камера падает на землю. Этот фильм не о войне, а о том, как она «сделана» и как ее «показывают». «Донбасс» сравнивают с последним документальным фильмом Лозницы «День победы» (карикатурным, с вульгарным «русским миром», с фокстерьерами, везущими портрет Сталина). Но по модальности абсурда он все более становится похож на позднюю Киру Муратову. Впрочем, и актерский кастинг здесь откровенно муратовский. Чуть подробнее – здесь.
«Холодная война» (реж. Павел Павликовский, Польша, Великобритания, Франция, 2018)
Юлия Бентя написала, что это такая польская история, которая идеально накладывается на нашу. Но наша история еще не снята. А польская – вот она: монументально красивая, черно-белая, без глянца, без карикатур. Сценарий великого Януша Главацкого.
«Баллада Бастера Скраггса» (реж. Джоэл и Итан Коэны, США, 2018)
Последний фильм Коэнов, который должен был стать сериалом, но стал просто длинным фильмом (баллада это вообще, по определению такая длинная «телега»), сборником из шести историй с плохим концом. Жестоких и забавных, иногда – трогательных. Единственный, кто счастливым образом спасается от неминуемой смерти – Том Уейтс в роли старого старателя. И он это заслужил. Совсем не заслужила своей участи героиня Зои Казан, мудрая и покорная судьбе. Притом что счастье было так возможно… Наконец, в конце все сюжеты, все легенды собираются воедино, и странные пассажиры дилижанса отправляются куда-то … в ад.
«Знаешь, мама, где я был» (реж. Леван Габриадзе, сценарий Резо Габриадзе, Россия, 2018)
Еще один полнометражный мультфильм, на этот раз автобиографический. Написаный и нарисованный Резо Габриадзе. Это рассказ от лица ребенка, но всякий, кто слышал рассказы Резо, знает, что он из тех мудрецов, которые навсегда остаются детьми. Одинокий книжный мальчик и его двойник – библиотечная крыса Ипполит, его сны и фантазии, его безнадежная любовь (почти как у Феллини) и его странные усатые-бородатые собеседники с парадных портретов.