Экспозиция, вернее, огромная коллекция, которую собрали и 2 сентября открыли широкой публике аукционный дом «Дукат», Галина Скляренко и Национальный Художественный музей, – событие, безусловно, историческое. Причем, во всех смыслах.
Она неслучайно называется «Другая история», и Леонид Комский специально проакцентировал эту «дефинитивную тонкость»: мы уже привыкли к камерным и концептуальным выставкам «неофициальной культуры», «альтернативной культуры», здесь же задача гораздо более амбициозная. Это именно другой взгляд на историю украинского искусства второй половины ХХ века, большую историю, которая включает в себя всех: чистых и нечистых, «классиков» и «отщепенцев», «членов Спилки» и обитателей сквотов, «Парком» и «Заповедник», Татьяну Яблонскую и Александра Гнилицкого.
Это попытка большой монографической выставки, представляющей несколько поколений, направлений, школ, здесь нет последовательности (по крайней мере, при неочевидной, и зачастую, кажется, беспорядочной «развеске» последовательность теряется), но так или иначе обнаруживаются связи между тем и другим, и третьим, порой неожиданные, но необходимые и обязательные в правильно выстроенной исторической картине.
Здесь очень много Яблонской (и это правильно, в конце концов, в украинской живописи есть свой канон) и очень много Миколы Трегуба, не канонического, – его никогда еще не показывали таким «цельным текстом». Здесь неожиданный ранний Иван Марчук – уже тогда «головной», но пока еще не ощутивший себя «гением человечества». И мало выставлявшийся Моисей Вайнштейн, тоже концептуальный, но внутри живописного приема, а не «в голове». Здесь манерные (или маньеристские) коллажи Параджанова, скульптуры Михаила Грицюка – киевские реплики Эрьзи, здесь, наконец, фотографии – официальная хроника Ирины Пап и неофициальный, повседневный Киев Олега Ранчукова и Виктора Марущенко. Это была отличная идея: включить в историческую экспозицию официальную и неофициальную хронику.
Так или иначе, нам фактически открыли «другую» большую историю, она отличается и от официальной, и от неофициальной. И это не законченная картина. Это история, которая будет продолжаться.
Леонид Комский: Мы не собираемся на этом останавливаться. Мы не в финале, мы в процессе!
- Что: “Інша історія: мистецтво Києва од відлиги до перебудови”
- Где: Национальный художественный музей, ул. Грушевского,6
- Когда: 02.09 – 30.10