Это напоминает допрос Сони-Золотой ручки: Ларичева Маня… Она же Анна Федоренко… Она же Элла Кацнельбоген… Она же Людмила Огуренкова… Она же… Она же Изольда Меньшова… она же Валентина Панеят. Вот и улицы. Называются улицы иногда сложно:
Лаврская, это та которая Мазепы или Январского восстания? Малевича, она же Боженко. Артема, она же…Два-три слоя поколений табличек так и висят на домах. Это – часть проблемы взаимопонимания города, горожанина и туриста.
Адресная табличка – визитная карточка города. Даже если табличка имеет сомнительный эстетический вид, но в ее дизайне присутствует характерный элемент, он считывается, мгновенно отличает этот город от других.
Киев состоит из наслоений архитектурных стилей и планировочных систем: узкие улицы с модерновыми домами начала XIX века, широкие проспекты спальных районов с панельной застройкой. Вместе с тем, в Киеве почти не сохранилось исторических кварталов, построенных в едином стиле. Большинство центральных улиц – это пазл, который собран из расположенных рядом домов, между которыми пропасть в масштабе, значимости, стилистике и дате постройки. Но общая система табличек должна одинаково хорошо смотреться и использоваться в любой среде.
Больше сотни киевских улиц изменили название в течение последних двух лет. Это означает, что адресные таблички придется заменить на тысячах домов. «Агенти змін» — команда дизайнеров-волонтеров создала целое сообщество киевлян, которые меняют дизайн своего города, вместе.
Кто это: рабочая группа, у которой есть руководитель, исследователь, дизайнеры.
Их цель: Смена навигации в городе. В Киеве отсутствует единая система адресных указателей. Это – попытка побороть хаос и разноголосицу табличек и указателей.
Размер. «Агенти змін» проанализировали названия всех 2387 улиц с распределением по количеству слов и количеству символов и определили длину названий, которая встречается чаще всего – 10 символов. Взяли эту длину за основу размера таблички.
Цвет. Киев – разноцветный, каждое здание окрашено в свой цвет, поэтому фон нашей таблички должно быть контрастным к большинству из них и выделять табличку среди других вывесок. Для был выбран темно-синий цвет, близкий к цвету старых адресных табличек, которые иногда еще можно найти в городе.
Указатели разделены. Для гибкости в сочетании вывесок на фасаде, для более удобного расположения их вдоль улиц указатели названия улицы и номера дома разделили. Теперь это два независимых элемента, каждый из которых размещается в отведенном для него месте, и ничего не мешает компоновать их как единый знак. Указатели улицы размещаются в местах, где человек попадает на улицу (например, углы кварталов), указатели номеров – на каждом доме.
Транслитерация или перевод/ Vulytsia vs. Street? Транслитерация – это воспроизведение надписи любой алфавитной системы латинскими буквами. Транслитерация помогает прочитать (произнести) надпись, не понять.
Перевод – воссоздание оригинального текста средствами другого языка с сохранением смысла. Перевод помогает понять надпись, но не произнести (прочитать) оригинал. Сторонники перевода считают, что понятно – полезно для иностранца.
От первого лица/Исследователь проекта Юрий Грановский:
Стиль навигации создавала команда «Агентов змин». У команды есть Руководитель – это Максим Головко. Есть Арт-директор, Игорь Скляревский. Группа дизайнеров: Александр Колодько, Максим Головко, Владислав Кулик, Анастасия Бурлак. Нужно понимать, что в каждом нашем проекте стиль и внешний вид в целом следуют за функцией. Сначала мы поняли, какие требования к функционалу, стиль лишь производная, которая лучшим образом эту функцию реализует. Разрабатывали командой, общими усилиями.
Исследовали зарубежный опыт, генерировали идеи, обсуждали, разбирались, что хорошо, а что плохо. Вносили корректировки, снова обсуждали и тестировали, примеряли в реальных условиях. И снова обсуждали.
Ситуация с указателями в городе в плачевном состоянии. Хотя является важной частью (отсутствующей) системы единой городской навигации. Люди имею право комфортно перемещаться по городу. Сейчас это право не реализуется.
Мы руководствовались требованиями к такого рода навигационным элементам, статистикой ширины улиц и длины названий, зарубежными примерами, особенностями нашего города — типы застройки, цвет фасадов зданий.…
Мы работаем с разных сторон над созданием единой городской навигации. Уличные таблички — только один из проектов. Еще есть парковая навигация, велонавигация, навигация в метро. Есть концепции по транспортной и пешеходной навигации.
Пересмотрели дизайн-решения почти всех городов, которые считаем комфортными. Среди них Стамбул, Лондон, Париж, Лондон, Мадрид и много других. И Москва, у них этот проект свежий, и во многом проблемы похожи.
Трудно вынести приговор где «хорошо» или где «плохо», у кого-то что-то хорошо, что-то хуже. Все это формирует общий опыт от пребывания в городе. В Барселоне, например, перемещаться довольно комфортно. А в Киеве — нет, пока нет.