• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Прочитать

Передзамовляй це: 6 книжкових новинок бентежної зими

27.11.2024

Стиль

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

Прочитать

Navy Chair 1006: нічого зайвого, нічого для краси

18.03.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In 111 слів, Місто

Веберн и вебернианцы

1.7K Просмотров 18.06.2017

Веберн и вебернианцы Pin It

24 июня пианист Евгений Громов сыграет концерт, состоящий из произведений гения нововенской школы и сочинений его последователей. Слушателей ждут 12 произведений, 8 композиторов, 2 отделения, и один Громов, который ниже объясняет программу, и рассказывает: почему Веберн.

Небольшой по объему корпус композиций Антона фон Веберна, – всего 31 опус плюс несколько внеопусных сочинений времен ученичества Веберна у главы нововенской школы, гениального композитора Арнольда Шёнберга, – дал невероятный толчок развитию европейской композиторской мысли послевоенного времени.

Под обаяние личности и творчества Веберна подпали не только композиторы следующих за ним поколений, что закономерно, но и его современники, прежде всего итальянец Луиджи Даллапиккола и россиянин Игорь Стравинский. Стравинский, подытоживая свою жизнь в искусстве в знаменитых «Диалогах с Робертом Крафтом» постоянно возвращается к Веберну: «этот сфинкс, заложил целостный фундамент как современного чувствования, так и стиля. <…> Он открыл новую дистанцию между музыкальным объектом и нами самими, и отсюда возникло новое музыкальное измерение; в этом отношении его значение очень велико. <…> Людей, не разделяющих моего мнения об этой музыке, удивит моя позиция. Поэтому поясняю: Веберн для меня — сама музыка, и я не колеблясь, укрываюсь под покровительство его пока еще не канонизированного искусства».

веберн

После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году и аншлюса Австрии в 1938м творчество Веберна было причислено к разряду дегенеративного искусства и предано остракизму. 15 сентября 1945 года жизнь композитора оборвали три шальных пули американского солдата, с пьяных глаз выстрелившего в упор.

По окончании войны на летних курсах Новой музыки в западно-немецком Дармштадте молодые композиторы водрузили имя Веберна на собственные знамена, с этого момента начинает возрождаться, исполняться и изучаться его творчество.

Одними из первых, кто понял значение Веберна, переосмыслил его заветы и обратил пристальное внимание музыкальной общественности к его музыке, были француз Пьер Булез, немец Карлхайнц Штокхаузен и итальянец Луиджи Ноно. В 1950-х ими был создан ряд произведений в пост-вебернианской манере, в которых была предпринята попытка развить языковые и технологические новшества, присущие поздним веберновским сочинениям и довести до логического конца идеи, намеченные самим Веберном. Так возник интегральный сериализм.

В 1960-х музыка Веберна и пост-вебернианцев проникает и в Восточную Европу. Правдами, неправдами, окольными путями доставая записи и партитуры, преодолевая мощное идеологическое и эстетическое сопротивление, молодые восточноевропейские композиторы с жадностью изучают одновременно творчество и  самого Веберна, и наиболее прогрессивных дармштадцев. Причем зачастую поэтика и техника Веберна в ее становлении и развитии изучается восточноевропейскими неофитами в отраженном виде – в сочинениях его последователей.

В моем домашнем архиве хранятся два старых экземпляра Клавирштюков I-IV (1952) Штокхаузена. Один из них – отпечатанная на некачественном ротапринте копия с издания Universal Edition, давно подаренная мне ныне уже покойным киевским композитором Владимиром Загорцевым. Эти пьесы, по его собственному признанию, он подробно штудировал при написании своих «Ритмов» (1967/69). Второй экземпляр — манускрипт, принадлежащий перу киевлянина Виталия Годзяцкого, который от руки скопировал вышеупоминаемые клавирштюки при сочинении своих легендарных «Разрывов плоскостей» (1963).

В программу своего концерта я включил все три серийные композиции для фортепьяно Веберна, а также наиболее яркие образчики его последователей, написанные для рояля в сериально-пуантилистической манере. В хронологическом порядке прозвучат произведения Луиджи Даллапикколы, Карлхайнца Штокхаузена, Мортона Фелдмана, Пьера Булеза, Виталия Годзяцкого, Владимира Загорцева, Валентина Сильвестрова и Николая Каретникова.

Текст: Евгений Громов

  • Когда: 24 июня, 18:00
  • Где: Галерея “Калита Арт Клуб”,  ул. Малоподвальная 21/8
  • Билеты тут; бронь: kcmd@kcmd.eu
слухати
Share

Читайте также

Просмотр

«Книгу «Питання диригування» я б і сам написав, хто напише «Відповіді диригування»?»

Просмотр

Сергей Зажитько: Больше веселья!

Просмотр

А теперь Гендель

Просмотр

Київський авангард 1960-х

Просмотр

Три дні з класичною гітарою

Просмотр

Букет городу

Просмотр

«Проверить алгебру гармонией»

Просмотр

«Sole e amore» Стефанії Довгань

Предыдущий пост

«Європа, що тріумфує»

In 111 слів

«Європа, що тріумфує»

Просмотр

Следующий пост

Киев Каракиса

In Місто

Киев Каракиса

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: