Продолжаем разговор о том, как из Киева сделать приличный город, пункт седьмой плана архитектора Бориса Ерофалова. В этой колонке речь пойдет о фасадах. Фасадах вообще, самых новых, не очень старых, дореволюционных…
Первое. Утепление фасадов производить лишь комплексно, на памятниках архитектуры запретить вовсе.
Эта технология (сеточка из пенопласта и окраска сверху) привезена из Германии и была новшеством в середине 90-х. Советским людям сказали, если утеплите таким образом вашу комнатку снаружи, у вас будет очень хорошо и тепло зимой, а летом прохладно. Советских людей обманули. Потому что выборочное утепление ничего не дает, вся плита фасада держит одну температуру, подобным образом температура распространяется по металлу. С архитектурной точки зрения «дискретное утепление» – это уродование фасадов, и оно происходит повсеместно. Утеплять, особенно нейтральные дома типовых проектов (вы понимаете, о чем я говорю) можно полностью. Они, быть может, от того станут лучше, они обветшали, обновление и грим им не повредят.
Второе. Замену окон на новые, тарелки и кондиционеры на фасадах допускать лишь по архитектурному плану.
Сегодня хорошие архитекторы проектируют фасады так, что на них невозможно разместить охлаждающий блок кондиционера вне плана, для них сразу делают специальные ниши, что-то вроде лоджий, интегрированных в фасад. Словом, предусматривают конструкцию фасада такой, что ее сложно изменить средствами «народной архитектуры». То, что пришло к нам в 90-е, тарелки, кондиционеры и реклама, невероятно уродуют старый город, тут нужно вводить специальное регулирование.
Третье. Самодельную обстройку балконов сараями последовательно ликвидировать, приводя к «сталинской» и «дореволюционной» красоте.
Как это сделать организационно – непонятно, количество таких обстроек не поддается исчислению. Удивительно, последние десять лет вошло в моду переоборудование балконов с отделкой белой пластиковой «вагонкой» с приданием нижней части формы гробика. Балкон гробиком – хит сезона. «Сельские клуни», «сортиры» и «сараи» висят по всему городу. Устраивают их «менты», судьи и прокуроры с очень большими зарплатами, привезшие в город свою сельскую культуру. Такие произведения можно встретить, например, в самом центре на улице Марии Заньковецкой, в так называемом «киевском париже».
Четвертое. Ввести простую градацию фасадов по важности. Например: 1. исторические; 2. парадные (на центральных улицах); 3. прочие. Соответственно к ним относиться.
Фасады на той же Заньковецкой или на Крещатике совершенно не равны фасадам на улице Черновола, и тем более фасадам жилмассива Позняки.
Градация простая, «исторические» фасады – это фасады зданий, которым примерно семьдесят лет, к ним нужно относиться с особым тщанием. «Парадные» – фасады центральных улиц, влияющие на внешний вид города , на больших магистралях и основных улицах, даже не исторических. К третьему разряду фасадов можно относиться проще, на них какие-то самоуправства, не то что частных лиц, но жилищных кооперативов (чтобы жить стало лучше) можно разрешить. Соотвественно этой градации ко всем фасадам в городе относиться: к историческим – с трепетом, к парадным – со вниманием, к обычным – с хозяйственным самоуважением.
Пятое. О киевском наследии.
В категорию зданий, которые находятся в плачевном состоянии и которые принято называть «наш древний, старинный Киев», попадают 95 % киевских домов, им примерно по сотне лет. Это замечательный, удивительный киевский ар-нуво (по-советскти «модерн»). Их остается все меньше.
Их фасады с одной стороны напоминают о близости к Вене, с другой демонстрируют русский модерн, с третьей обнаруживают влияние северного скандинавского модерна вперемежку с югендстилем, который часто не отличишь от «русского модерна».
Северный скандинавский модерн в Киеве часто пересекается и объединяется с так называемым украинским стилем, поскольку украинский стиль завязан на конструктивизме, это хорошо видно в творчестве Василия Кричевского. Дом на площади Славы, на углу – модерн вроде бы украинский, а вроде бы – северный.
К направлению «украинский стиль» вполне органично примыкает «неорюс» (с обильными кокошниками, навершиями-луковками и колонками-тыковками), в котором построено очень много. В нем строил архитектор Николаев, архитектор Артынов. Сюда же следует прибавить готические, романские и ренессансные стилизации, это «эклектика» в функциональном смысле слова.
Первый из известных киевских строительных бумов произошел в 1890-е и длился с переменным успехом до революции 1917-го. Фасадный декор чаще всего делали из типового гипса и цемента, сейчас он стал сыпаться. В плеяде ар-нуво есть удивительный дом, который в студенчестве мы называли «Молодая невеста» по Большой Житомирской 32 – там осыпается всё. Это киевское наследие, оно составляет существенный массив, который и создает среду среднестатистического европейского города. Это наши любимые и т. н. «градообразующие» фасады, некоторые из них еще стоят. Если эти здания составляют каркас исторического города, они заслуживают того, чтобы их гипсовый декор мог быть заменен на каменный. Дома высокого художнического и архитектурного замысла и класса заслуживают декор из лучшего камня. Гранит, лабрадорит, мрамор. Меценаты нужны здесь в первую очередь.
В последнем номере журнала А+С есть интервью с ведущим архитектором-реставратором Юрием Лосицким. Он комментирует ситуацию со старыми фасадами в городе: «Все жилые дома с конструктивной точки зрения – это достаточно стандартизированные и тривиальные коробки. Основное их содержание – фасад». Часто фасады по деньгам стоили столько же, сколько остальная коробка здания. И архитектор-реставратор понимает это.