«Почтовая площадь – это городской мост», – говорит архитектор Юрий Лосицкий.
Мы смотрим на план Киева 1803 года: Киев состоял из трех частей. На этом плане в 3-й части на Подоле еще никакой площади нет.
Фрагмент плана Киева 1803 года
Есть деревянная церковь Рождества, ее «биография» начинается с 1543 года. Вот проходит старая дорога к верхнему городу. Когда после пожара 1811 года архитектор Уильям Гесте проложил прямую улицу (Александровскую – она теперь улица Петра Сагайдачного), она обошла церковь с западной стороны. Строительство новой церкви было начато в 1808 году.
Поскольку архитектор Андрей Иванович Меленский входил в общину Подола, он взял на себя проектирование и надзор за строительством церкви. Сделана она была значительно беднее, чем предполагалось проектом, выполненным до пожара. Площади – все еще не было.
Фрагмент плана Киева 1842 года
Вот идут укрепления, обходившие весь Подол. На этой карте есть все сооружения. Вот – бурса, вот – Набережно-Никольская церковь, вот канава. Когда стала образовываться набережная и оформился Андреевский спуск, на том месте, где позже появится площадь построили Почтовую станцию, в 1860-м примерно году. Только тогда начала образовываться площадка, центрик, ядро будущей площади.
План Киева 1865 года
На плане 1865 года мы видим церковь Рождества, почтовую станцию, улицу Боричев ток, – небольшой квартал, но площади все еще нет. Комплекс строений почтовой станции (отель, каретные ряды, стойки) сформировался в 60-х годах XIX века. Главное его сооружение – капитальное одноэтажное строение в стиле классицизма сохранилось.
В советское время, когда посносили все церкви, остался только почтовый домик, крайней улицей стал Боричев спуск, освободилось место. Построили набережную, которая отбила пустую площадку от остального пространства. Развивалась дорога, тут шел разворотный круг трамвая, возникла необходимость соединишь общественное пространство, разделенное дорогой, постепенно превратившейся в городскую магистраль. Набережная и Сагайдачного должны были каким-то образом сомкнуться. Это все было решено в 2010-2012-е годы, транспортную развязку проектировал «Киевинжпроект». Единственным возможным решением было построить площадь над транспортной развязкой.
Строительство линии и станции метро
Так и получилась, что современная Почтовая не имеет (в отличие от исторически сложившихся площадей) факторов, которые формируют площадь – у нее нет периметральной застройки. Она представляет собой, благодаря техническим средствам и железобетонным конструкциям – скорее переход, который существует над дорогой. С одной стороны у площади фуникулер и дома, построенные покойным Бородкиным, с другой – красивый речной вокзал, но его мало видно, только три этажа – площадь поднялась много выше, чем он был спланирован. На площади есть два памятника, которые можно отнести к историко-архитектурным – почтовая станция, она была дважды отреставрирована, и церковь Рождества. Она была снесена, потом на ее месте построили метро, в 2004 году ее воссоздали. Это та самая церковь в которой отпевали Тараса Шевченко по дороге из Санкт-Петербурга в Канев.
Почтовая – площадь новая, образовалась в конце 1920-начале 1921 года, сформировалась на полвека позже. Под ней гудит дорога. По своей сути Почтовая площадь – мост. Она не будет иметь большого значения в формировании города. Но, может быть, оценивать ее еще рано, да и функция моста – в буквальном смысле, – переходная, и что будет с ней непонятно. Но точно известно: застроена она не будет – под ней 8-ми полосная трасса. Все вокруг нее – все застроено и сформировано.