В Культурной лаборатории Educatorium открылась выставка работ Александра Дремова «А.Д.».
Выставка — в чистом виде нарушение границ и оскорбление чувств, причем всех и всехних сразу: верующих, неверующих, православных, мусульман, растаманов, путинистов, иконопочитателей и литературоцентристов. Персонажи Священной истории тут совокупляются, Боб Марли победно глядит с хоругви, святой Валентин носит маску БДСМ, а что делается с минаретом при луне — и говорить неприлично. И всё это выполнено на хорошем художественном уровне в большом размере.
«Осторожно, религия!» (выставка, разгромленная в Москве 15 лет назад) и карикатуры Charlie Hebdo (чьи авторы расстреляны фанатиками) давно создали «методичку», отводящую провокациям в искусстве и медиа свою — несложную, но бодрую — роль. Они необходимы в качестве триггера, спускового крючка для социума, — того, что шокирует, выбивает из колеи, заставляет рефлексировать, иначе говоря, обнажает ценности и страхи.
Если с автором за это не делают ничего плохого (что, в общем-то, свидетельствует о психическом здоровье общества), то, в идеале, зритель должен пережить очищение, получить способность видеть насквозь манипуляции, препарировать язык власти и вскрывать собственные закрома с пыльными фобиями. А вот внутренняя цензура зрителя нынче не в почете. Современный зритель не должен ни от чего отворачивать взор, боясь прослыть реакционером.
Так что социально-политические карикатуры Александра Дремова, выдержанные в лаконичной стилистике иконы или плаката, как им и положено, будоражат зрителя, обнажают проблемы и давят на болевые точки. А уж того и другого сегодня хватает, сплошной «А.Д.» вокруг. Пиши — не хочу.
Текст: Марина Полякова
- Что: Александр Дремов, «А.Д.»
- Где: Educatorium, ул. Рейтарская, 8б, второй этаж
- Когда: 22 февраля — 8 марта; 11:00–22:00 без выходных