• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Прочитать

Передзамовляй це: 6 книжкових новинок бентежної зими

27.11.2024

Стиль

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

Прочитать

Navy Chair 1006: нічого зайвого, нічого для краси

18.03.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In Місто

Что за дверью?

1.9K Просмотров 06.04.2018

Что за дверью? Pin It

В Киеве есть неглавные, тихие музеи. Никто (кроме разве что туристов) понятия не имеет, что в них происходит: не знает-не помнит-со времен школьных экскурсий не заглядывал. Дизайнер и организатор выставок Александр Журавлев, фотограф Павел Мазай и InKyiv будут открывать двери таких музеев и рассказывать, чем они живут. На этот раз мы открываем двери Историко-мемориального музея Михаила Грушевского.

Письма украинцам

До того, как написать текст в жанре «Что я видел?» о музее, мы были в нем несколько раз без Павла (и значит, без фотографий) — Павел был в отъезде.

С Пашей (а все музеи, двери которых мы открываем, вы видите его глазами, через объектив его камеры) мы идем в музей отдельно, встречаемся у красного корпуса Киевского университета, — он тут учился, Паш, — получил за студенческую работу золотую медаль, а в 1894-м, окончив университет, кафедру во Львовском университете.

Музей историка и создателя  Украинской Народной Республики (и украинского нарратива) Михаила Грушевского в пяти минутах ходьбы, на пересечении улиц Льва Толстого и Паньковской. Идти близко, мне не хватит времени, чтобы рассказать Паше все, что уже знаю, в музее работают так, что посетители (а значит, и я)  ЗНАЮТ, о ком музей.  

Что в нем можно увидеть?

Уникальное собрание фотографий Михаила Грушевского и его семьи.

IMG_5536

В фондах музея хранятся (и выставлены на стендах) оригиналы писем членов семьи,  известных деятелей науки и искусства, работы ученого,  издания под его редакцией,  книги из личной библиотеки.  Знаменитый портрет дочери Грушевского Екатерины работы Ивана Труша, подаренный музею коллекционером Федором Зернецким.

паша

Экспозиция разделена по смыслу:  на втором этаже историческая экспозиция размещена в четырех комнатах и следующих разделах: Семья, фамильное дерево Михаила Грушевского /Гимназические и университетские студии/Михаил Грушевский – профессор первой в Украине кафедры истории /Труд «История Украины-Руси» / Научное общество Шевченко во Львове и Украинское научное общество в Киеве под руководством Михаила Грушевского / Историческая школа Михаила Грушевского / Политическая и публицистическая деятельность /Грушевский – глава Центральной Рады УНР /Эмиграция /Период ВУАН (Всеукраинская академия наук) / «Почетное» изгнание.  На третьем этаже — мемориальная квартира Михаила Грушевского. 

семья

Музей невероятно нормальный с эстетической точки зрения — тут нет безвкусицы, нет пластиковых штор, каждая дверная ручка и торшеры выдержаны в сдержанной стилистике конца XIX—начала ХХ века, а в интерьере остроумно и последовательно цитируется Василий Кричевский, и еще —  с инклюзивной (человеческой), в музее есть лифт и пандусы. 

29790318_1768573719860031_1197945015410622464_o

Пространство музея живое, он — не склеп, тут работают со знаниями не для отчетов и галочек. Конечно, музей занимается и своей невидимой посетителям научно-исследовательской работой —  изучает наследие Грушевского, его родословную, судьбы его родственников и учеников. Сотрудники участвуют в семинарах, пишут работы, результаты их научных изысканий видны в трудах,  которые публикуются в журналах Украины и за ее рубежом, в докладах тематических и юбилейных конференций. 

29792159_1768573896526680_8557580092258123776_o

Просто результаты этой научной заинтересованности — человечные, если хотите — личные (Грушевский сотрудникам музея нравится, он им интересен), это видно, сразу, вы входите, и…. но лучше не так — вы записываетесь на экскурсию, (заранее, потому что запись ограничена) например, на экскурсию «Позаочi». Приходите, получаете программку (в ней — действующие лица, место и время действия), и попадаете  в 1920-е годы, на академический юбилей. Журналистки (их роли исполняют старшие научные сотрудники музея) опоздали на 60-летний юбилей Михаила Грушевского, но расспрашивают дворника Петра Пилюченко и домработницу Теклю Чик (в ее роли — директор музея)  как живет пан Профессор, кто его поздравлял? А что дарили? О чем говорят «в круге» Профессора?

29178344_1743117925751437_6859746539095457792_n

Это не грандиозная драматургия, но свою задачу — популярное введение в жизнь (быт и научную среду) экскурсия выполняют отлично. 

«Позаочi» —  строит мост между буднями историков (закрытые двери, исследования, конференции) и городом, людьми, которые знают:  есть такая улица в Киеве, и еще портрет Грушевского отпечатан на банкноте в 50 гривен. 

15966145_1315834095146491_1979830744433886489_n

Другой уровень  подготовки и возможность поговорить о Грушевском  предполагает импреза (представление, игра) «Кавові Історії Грушевських» — если говорить языком маркетинга, эта экскурсия — оглушительный, идеальный опыт популяризации музейного продукта. 

Вас провожают на третий этаж, в дальнюю комнаты, салон. Несколько кофейных столиков, скатерти-салфеточки. Венские стулья с гнутыми спинками, оттоманка. Кофе. Гостям наливают кофе, наливают его и директору, Светлане Михайловне Паньковой. И она начинает беседу. Грушевского-интеллектуала знают все, кто интересуется украинской историей. Светлана Панькова рассказывает о том, как он общался вне работы, с кем (отец, Антонович, Конисский, Франко). О сближениях и личных историях. О дневниковых записях и записях расходов (кофе, вино, книги, букет). Какие кофейни и какой кофе любил. О первой влюбленности. О том, что же это за сорта —  Sub divo и «Професорiвна». 

У «заваривания» кофейных историй (и игры-стратегии «Незалежнiсть», и экскурсии «Позаочi)  — секрет один, — фантастическая заинтересованность. Кофепитие длится долго, кофейные истории сменяют друг друга, потом наступает послесловие — никто не спешит уходить, Светлана Михайловна отвечает на вопросы, потом предлагает: «хотите посмотреть кабинет?» 

Processed with VSCO with hb1 preset
Processed with VSCO with hb1 preset

Конечно, все хотят. По дороге в кабинет мы спрашиваем — можно ли попасть к ней на обзорную экскурсию по музею. — «Не советую. Я могу четыре часа без остановки рассказывать, кто это выдержит». 

панькова

По дороге в кабинет мы задерживаемся среди экспозиции, посвященной следствию над Грушевским, «Пiд наглядом».

30124802_1768573756526694_7065649689332285440_o

На стене — простой плакат со статистикой — сколько часов под следствием провел Грушевский, сколько агентов к нему было приставлено (и их псевдонимы), сколько страниц было в уголовном деле. В центре, огороженный ширмами, стоит стол, на нем папка с уголовным делом номер… и лампа, направленная на него. И два стула, продетые друг в друга — сесть невозможно,  следствие  окончено. Светлана Михайловна говорит: «мы не знали, как расставить стулья — друг напротив друга, и чтобы наши посетители могли сесть с любой стороны? А я бы не хотела оказаться ни с одной. Как сделать невозможным это простое действие? Мы поставили их вот так, слегка театрально, вышел исчерпывающий жест».

30124200_1768573766526693_7734567270608797696_o

Мы разойдемся затемно, а позже я получу от Александра Журавлева сообщение: «это первый музей, откуда я не мог уйти пять часов».

В музее плотный график экскурсий, лекций — вы успеете на все, их повторяют, и это прекрасно. Здесь возвращают, приближают и поясняют Грушевского, вводят его (не икону) в повседневную жизнь киевлян, и это почетная доля музейщика. 

30226277_1768573993193337_1331395627891818496_o

Диалоги после:

«Мне тут было интересно, — говорит Саша, — понравились «Кофейные истории». Огромное достоинство в том, что можно задать вопрос, любой, и Светлана Михайловна (и наверняка, другие сотрудники) ответит, на любой.

Нам показывают и рассказывают интересное, важные детали: где он сидел, как стоял, где скрывался, почему он скрывался, а бороду не сбрил.

— Меня поразила подготовка и качество экспозиции, — отметил Павел, —безукоризненно подобрано все: фотографии, документы, письма. И еще меня поразило то, что я впервые услышал об этом музее. Почему в главном городе страны, для которой Грушевский важен, музей не на слуху? Не понимаю. 

Меня потрясло, просто покупаешь входной билет, не экскурсию, бабушки, которые обычно сидят на стульчика и берегут тишину и порядок, работают по сути экскурсоводами — «начинать нужно тут, вот родители, а вот та самая работа»…

Я хотел бы приходить на веранду музея и просто так. Просто зайти, заказать кофе, просто посидеть рядом и подумать, просто — вот в таком месте. 

паша1

Справка: 

  • Музей Михаила Грушевского находится в доме, в котором в начале прошлого века жила семья Грушевских.  Из  трех  зданий киевской усадьбы Грушевских сохранилось только это. 
  • Грушевский с семьей жил напротив — в построенном в 1908-м шестиэтажном доходном доме с мансардой, фасад дома был украшен в национальном стиле по проекту знаменитого украинского архитектора и художника Василия Кричевского. Красавец-дом был разрушен в январе 1918-го года, Грушевский, когда вернулся из эмиграции, застал на его месте пустырь. 
  • В уцелевшем до нашего времени особняке жили сестра Михаила Сергеевича, Анна (третий этаж) и брат Александр (второй этаж). На третьем этаже, в квартире сестры, после возвращения из эмиграции в марте 1924-го с женой и дочерью жил Михаил Грушевский. Сначала семья занимала две комнаты, а в конце 1929 года обустроили рабочий кабинет ученого, в котором он проработал до марта 1931 года  до своего в отъезда в «почетную ссылку» в Москву. 
  • После смерти Грушевского в доме жили Александр (брат, историк и литературовед) и Екатерина Грушевские (дочь, этнограф и социолог, до ареста в 1938 году), вдова Грушевского Мария Сильвестровна (до смерти в 1948 году), жена брата Ольга Александровна, последняя хранительница семейного архива, передала его на государственное хранение в конце 1950-х, наследники сестры Анны. В конце 1960-х прямая связь этого особняка с Грушевскими прервалась.
  • Музей на Паньковской создан в феврале 1992 года,  почти сразу после провозглашения независимости Украины, полноценно работать начал в 2006-м.  
  • Каждую найденную и возвращенную деталь отреставрировали, утерянные объекты восстановили по фотографиям или сохраненным образцам. Личные вещи семьи Грушевских отыскали у родственников, которых смогли найти в Киеве, Львове, Стрые и в Соединенных Штатах Америки. Николай Томенко (бывший народный депутат, председатель «Родной страны») помог вернуть кровать из кабинета Грушевского (она была найдена  в Бахчисарае).

ФОТО: Музей Михаила Грушевского, Павел Мазай

Время работы: с 10:00 до 18:00; понедельник – выходной; последняя пятница месяца  — санитарный день.

Адрес: ул. Паньковская, 9; Тел.: +380 (044) 288-28-07; 288-28-82

Стоимость: входной билет 25 грн, для студентов  и для пенсионеров — 10 грн; стоимость экскурсий – от 50 грн.

дивитисякиевские музеиМихаил Грушевскийчитати
Share

Читайте также

Просмотр

Человек и его смыслы

Просмотр

Серебряная линия мира

Просмотр

Молния!

Просмотр

Ветераны Второй мировой в объективе Саши Маслова

Просмотр

«Пярну Эст. ССР, третий дом от угла»

Просмотр

«Сталин Пушкина листал…»

Просмотр

От рыбы к воде, от хвороста к огню

Просмотр

Мейр и лестница в небо

Предыдущий пост

Культура «Белого налива»

In Місто

Культура «Белого налива»

Просмотр

Следующий пост

Кто поедет в Трускавец

In 111 слів

Кто поедет в Трускавец

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: