Часть третья. Италия
Мы продолжаем разговор о вине с Олегом Шестопаловым aka Vinopivets.
Часть первая – здесь.
Часть вторая – здесь.
Мы говорим об Италии, и воображаем карту, тот самый сапожок. Идем с севера на юг? Пьемонт и Венето?
Начнем все же с Пьемонта. Пьемонт – это два великих вина: Бароло и Барбареско. Это дорого: там просто сроки выдержки такие, что это не может быть дешево. Бароло, насколько я помню, выпускается через 7 лет после сбора, Барбареско – чуть пораньше. Производятся они из винограда неббиоло, выдерживаются очень долго в дубе, потом еще немало времени – в бутылках, прежде чем пойти в продажу. Очень сильно зависят от года – в принципе, как все вина этого класса. Ну что тут можно сказать… Была у меня однажды бутылка Барбареско, которую я пил три часа… и не один. Потому что там на протяжении этих трех часов все менялось, и это была феерическая картина. Причем сначала мне показалось, что я рановато эту бутылку открыл, что ей надо было еще n-лет постоять, но оказалось, что ей просто нужна была долгая аэрация.
Но есть в Пьемонте и белые вина отличные, и есть хорошие вина подешевле, из винограда дольчетто…
Сладкого, в смысле?
Сладенького, буквально. Но это столовый сорт. Из столовых там еще мускат… А еще там замечательный виноград барбера из коммуны Асти, и это очень узнаваемый сорт винограда, он всегда с кислинкой. Если говорить о белых, это провинция Гави, и это кортезе. Но это уже в сторону Генуи. Потом там идет перерывчик небольшой (если смотреть по карте), и дальше – вина региона Венето. Там сортов примерно миллион, но сортовые вина из Венето, как мне кажется, … слабенькие. Ну то есть… бывают очень хорошие, но за те же деньги можно найти лучше из Умбрии, из Тосканы, более южные, или, наоборот, – Colli Orientali (восточные склоны) Фриули.
Но зато в Венето есть Вальполичелла, которая купажная! И Вальполичелла есть в любом диапазоне от очень легких и непритязательных, до великих – сильно выдержанных, и в топе там, безусловно, Амароне делла Вальполичелла. Вальполичелла рипассо обогащается, пропускается через увяленый слегка виноград, т.е. получает дополнительный сахар. А Амароне делла Вальполичелла (Amarone della Valpolicella ) – густое, оно очень долго выдерживается и в бочках, и в бутылках, и оно тоже может питься часами. Это вино феерически открывается, Амароне плохого я не пил ни разу, – оно бывает разное, но такое, чтобы непонятно что – никогда. Кстати Бароло и Барбареско мне попадалось всякое, и такое, что слова доброго не стоило, – с Амароне так не бывает. Но Амароне – вино праздничное, не повседневное, его часто не попьешь.
Еще дальше на север – это Фриули и Альто Адидже, австрийские вина Италии. Это горная провинция, Альпы. Здешние вина не совсем итальянские по стилю, – подобно тому, как вина Эльзаса это германские вина Франции, так и тут. Это белые вина, часто – с игрой, с перляжем, и настоящие игристые там тоже делают. Еще там делают сортовое красное, вино из винограда рефоско, очень интересное, ни на что не похожее, насыщенное, практически фиолетовое. И естественно, там очень много делают пино гриджио.
А чем стилистически отличаются эти «условно австрийские» от итальянских?
Чем отличаются? Ну, во-первых, ярко выраженный переход от купажей к сортовым. Это не характерно для Италии, – в Италии купажируют вино, т.е. смешивают сорта винограда.
А мы все же движемся на юг?
Да, и что там у нас дальше по карте, – Умбрия? В Умбрии знаменитых вин мало (кроме, разве что, Орвьето), а хороших – много! Там огромное количество небольших виноделен, и белые вина там беспроигрышные, красные – как попадется. На восток от Умбрии – Абруццо. Я раньше думал, что в Абруццо можно делать только недорогие простые вина, – ничего подобного! Они недорогие, но они совсем непростые. Из красных там Монтепульчано д’Абруццо (Montepulciano d’Abruzzo), оно бывает хорошее, зато белые там совершенно замечательные, причем из сортов, которые там выглядят совершенно иначе, чем в других местах.
Но, собственно, и Монтепульчано это санджовезе. И брунелла, и монтепульчано и санджовезе это один и тот же сорт винограда, просто локальные разновидности. Там очень переменчивые условия, и хотя терруары (площадки) не меняются, виноград получается разный, хотя и одного сорта. Иными словами, – там микрозоны: с одной стороны, это недалеко от морей и на берегах рек, а с другой стороны, – там все время высоты, склоны, условия освещенности, – в разных местах одной и той же площадки они могут быть разные… В общем, с одной винодельни при разных урожаях, – если у нее есть репутация, – все будет хорошо. И в Абруццо будет хорошо, и в Умбрии… И стоит упомянуть белые вина Абруццо: белые там, в основном, делают из треббьяно, но есть интересные вина из пеккорино, довольно редкого автохтонного сорта (не путать с одноименным сыром).
А мы движемся дальше, и дальше у нас Тоскана. Тоскана – это огромный мир. И там то же самое Кьянти может быть в диапазоне – от качества совершенно инфернального до такого, которое часами можно смаковать.
Мне чаще не везло с Кьянти.
Ну я если Кьянти покупаю, то либо от известного производителя, либо смотрю, чтоб было хотя бы «Superiore»: у него выдержка больше, и, кроме того, предварительный отбор, чтобы произвести «Superiore», должен быть получше. И в общем, «Superiore» не подводит. А простое Кьянти с дженерик-наименованием (т.е. не брендированное), – оно может быть очень разным, в том числе таким, которое пить невозможно. Не исключено, что проблемы в условиях хранения. Вино можно уничтожить неправильной перевозкой и неправильным хранением. От перегрева, от перепада температур вино разваливается, – если оно вообще сколько-нибудь стоит внимания. Дешевое вино как раз успевает продаться. Да и зачастую правильно хранимое дешевое вино оказывается лучше неправильно хранимого дорогого.
Но там, в Тоскане, и кроме Кьянти много чего есть, там сейчас стали делать вина сортовые – из винограда каберне, каберне совиньон. Есть супертосканские вина, которые сделаны из чистого каберне без примеси других сортов. Вообще, сейчас там очень много новшеств – в связи с этим бумом на супертосканские вина.
Дальше на юг – Лацио?
В Лацио есть местные сорта, – скажем, сладковатые белые из Фраскати. И есть очень известные, – это мальвазия, прежде всего.
С мальвазией какие-то совершенно античные ассоциации. Мальвазия рифмуется с амброзией…
Да, в самом деле, мальвазию там делали с античных времен (в Рим это сладкое вино пришло из Греции). Там, кстати, есть и Цекуба, и Фалерно (те самые вина, названия которых обыграны в «Мастере и Маргарите»), Цекуба – красное, Фалерно – горькое белое из винограда сорта фалангина (в отличие от сладкой мальвазии).
Они еще прежде Булгакова у Пушкина-Катулла: «Пьяной горечью Фалерна / чашу мне наполни мальчик…». Вообще, Фалерно – «историческое» вино: от Тита Ливия до Плиния Старшего – все о нем писали.
Мне приходилось пить красное – Falerno del Massico, совершенно потрясающее, недорогое кстати, – около 10-12 евро бутылка там, на месте, – густое и крепкое, блестяще сбалансированное, с переменой вкуса – по мере того, как стоит в бокале. Покупал я его, к слову, в Кампанье, – это дальше на юг от Лацио. Массико – коммуна в Кампанье, провинция Касерта, а купил я это фантастическое Фалерно в продовольственном магазинчике (не винном!) в Салерно, где продавец был винный фанат и мне его порекомендовал.
Вообще в Кампанье по побережью огромное количество небольших виноделен, и там любое домашнее белое будет хорошим. А красные там лучше покупать в магазине и пробовать. За все – не поручусь, но риск велик. Красные там могут быть натуральными, пристойными, но редко бывают интересными. Зато белые на этих вулканических почвах получаются совершенно потрясающие, очень ароматные, – практически все. Почему – не знаю. Загадка!
На восток от Кампаньи – Апулия, и там множество совершенно замечательных вин, недорогих и достойных во всех отношениях, и красных, и белых. Я апулейские вина очень люблю, и не в последнюю очередь за то, что при очень высоком качестве, они значительно дешевле тосканских. Они просто не такие раскрученные, а внимания заслуживают.
Хорошие вина есть и в Базиликате, которая ниже Кампаньи, и в Марке (на самом конце «сапожка»). В Сицилии есть автохтонный сорт винограда неро д’аволо. Часто, когда нет времени и возможности долго выбирать, а цена не стоит того, чтобы всерьез думать, берешь сицилийское вино из неро д’аволо: если известный производитель, оно будет очень хорошим, если неизвестный … 80% и больше, что оно будет приличным. Это беспроигрышный сорт, – вот как есть каберне, которое трудно испортить, и поэтому все его предпочитают, так и неро д’аволо: никогда не обманывает. Говорят, есть хорошие вина в Калабрии, я их не очень знаю, пробовал один раз, причем вино было именитое, но неудачное. И я больше не рисковал. А сицилийские – сколько я не пробовал, а я очень много пробовал, и не только в Сицилии, – проколов практически нет. В более именитых местах, как ни странно, проколов больше, а там, в Сицилии, просто средний уровень очень высок.
А что Сардиния?
В Сардинии есть свой сорт – Каннонау, красное, очень хорошее и недешевое. Неподалеку еще один остров – Эльба, и он, конечно, другим знаменит, но вина там тоже есть, и, говорят, хорошие. Я, к сожалению, не пробовал. Вообще, об итальянских винах можно говорить бесконечно, производителей вина в Италии больше чем производителей вина во Франции, – их более 30 тысяч.
Это эпический спор: о преимуществах французской / итальянской кухни, французского / итальянского вина. Но мы об этом поговорим в следующий раз.
Продолжение следует.