Художник и искусствовед Ахра Аджинджал рассуждает о живописи Елены Придуваловой накануне ее выставки в Доме Мастер Класс.
…Для меня Елена Придувалова — художник, который чувствует форму и ее составляющие. На первый взгляд, ее многоцветие кажется неорганизованным и стихийным, но в нем есть тонкая внутренняя, структурная организация. В подобном многоцветии, когда художник использует абсолютно всю палитру, очень трудно объединять и организовывать целое. Но у художника Елены Придуваловой это здорово получается.
Она одна из немногих, кто держит цветовой ритм (колористику) в высоком тонусе. Эти тонус и ритм сохраняются даже в серых, монохромных работах, в которых она уходит в минимализм, когда она переходит от яркой палитры к сдержанной гамме, а потом возвращается обратно. Вероятно, это идет от внутренней потребности «очистить» палитру (и взгляд) от цвета, а потом в него вернуться.
Как настоящий самодостаточный художник — с формой, линией, с плоскостью и цветом она делает все, что захочет. Особенно это видно в ее насыщенных натюрмортах. Если внимательно в них вглядеться, окажется, что каждая деталь ее натюрмортов — отдельная картинка. Скажу быть может кощунство: если отрезать деталь, это будет самостоятельная работа, и так далее — пять, шесть самостоятельных работ. И при этом они легко объединяется ею в одно целое целое. Есть такая байка о том, как Сезанн продавал свои натюрморты, если не хватало денег, он отрезал, допустим, два яблока и продавал их отдельно. Примерно так все устроено и у натюрмортов Придуваловой.
Интерьеры Придуваловой — глубинные, в них погружаешься и блуждаешь. Зрителя они одновременно и держат, и не ограничивают. Вроде, это плоскостные работы. Вроде — декоративные (в хорошем смысле), и при этом в них есть настоящая живопись. Свободная, импульсивная, эмоциональная. Лена виртуозно владеет приемом.
Когда наблюдаешь художника в развитии, всегда думаешь: «а что дальше? А есть ли это дальше?». У нее огромный потенциал, она может меняться, уходить в цвет, монохром, в фактуру, в минимализм — у нее неограниченные свобода и возможности. И она умеет в этом абсолютном владении мастерством передать радость, непосредственность, свободу.
_______________
Пять фактов о Елене Придуваловой:
- Родилась в Киеве в 1960 году;
- В 1986 году закончила Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (факультет живописи, отделение театрально-декоративного искусства, мастерская Даниила Лидера);
- Живописные циклы Елена Придуваловой: «Евангельские мотивы» (1989), «Улицы Киева» (1996-1997), «Старые интерьеры» (1998), «Киевское барокко» (2001), «Живи на полную» (2015) «Край» (2016); живописные темы — городские пейзажи, натюрморты, дороги;
- С 2012 года Елена Придувалова участвует в объединении «Синiй Жовтень»;
- Работы Елены Придуваловой хранятся в Киевской картинной галерее, Запорожском областном художественном музее, Национальном музее женского искусства в Вашингтоне, Центре современного искусства Дж. Сороса при НаУКМА, коллекция Чикагского университета, в частных коллекциях Украины, США, Канады, Польши, Венгрии, Греции, Шотландии, Германии, Великобритании, Швеции, России, Хорватии, Японии.
_______________
ФОТО: Павел Мазай, Алексей Белюсенко
Что: выставка « Две меня» Елены Придуваловой / две художественные серии «Ворзель» и «Дороги»
Когда: 5 апреля, открытие в 19:00; выставка будет работать до 27 апреля
Где: Дом Мастер Класс, ул. Богдана Хмельницкого, 57Б