Независимый театр «Мизантроп» представил спектакль site-specific, идущий в полной темноте.
Иммерсивный театр (театр вовлечения) может быть игровым, и тогда будет более похожим на развлечение, и неигровым, и тогда будет напоминать социальный эксперимент. Театральный жанр site-specific пошел дальше — купив билет на спектакль, зритель может оказаться где угодно: в заброшенном цеху, на оживленном перекрестке, на крыше небоскреба или в пустом бассейне. Это театр, в котором действуют «другие правила», зритель даже не может сказать: «я видел спектакль», потому что спектакля или нет, или зритель его не видит, но — участвует, во всех событиях спектакля. На входе каждый получит инструкцию о том, как себя вести, о правилах, которые стоит соблюдать; речь и о безопастности и о двухстороннем соблюдении границ. Театр site-specific чуть меньше полувека работает в Европе. Теперь заработал и в Киеве.
Была умная книжка: в 1995 году португалец Жозе Сарамаго написал роман об абстрактной стране, в которой все слепнут, начинается антисанитария, упадок нравов, средневековье и фашизм.
Была экранизация антиутопии Сарамаго, которую в 2008 году снял талантливый бразилец Фернанду Мейрелиш: россыпь метафор, отчаянный символизм и картинка по Брейгелю, и диалоги в духе «Ты боишься закрыть глаза?» — «Нет, милый, я боюсь их открыть», и выяснение разницы между «смотреть» и «видеть».
В этом году, в весеннем Киеве, театр «Мизантроп» показал спектакль «Слепота», поставленный по роману нобелиата Жозе Сарамаго. Нет, не так: так могло быть, теоретически — зрители могли бы занять места и наблюдать, как притворяющиеся незрячими артисты почти два часа сценического времени живут в социальном хорроре. Театр «Мизантроп» показал «Слепоту» буквально — спектакль проходит в полной темноте. Перед спектаклем зрителей просят сдать телефоны, чтобы избежать вспышки света от смс. Притвориться слепым невозможно, но можно на время потерять возможность видеть. То есть, говоря привычным языком, вы слушаете радиопостановку, к тексту и ритму которой у вас могут быть замечания. И все же, вы не «слушаете» радиопьесу, вы в ней присутствуете. Ощущаете. Вы (тоже) находитесь в том самом карантинном блоке, проходите путь от примитивной демократии к тому, что называют падением устоев.
Так вот, на отвлеченном уровне, — это все небесполезно знать и почувствовать (быть может), но обычной жизни слышать и высидеть сложно. Хотя, с другой стороны, никто и не обещал новый опыт сделать легкой прогулкой.
- Что: site-specific спектакль «Слепота»
- Режисер: Илья Мошицкий
- Композитор: Дмитрий Саратский
- Когда: 26 апреля, 14 мая
- Где: Port creative hub, ул. Набережно-Крещатицкая, 10А