Что такое современный театр и как начать в нем разбираться рассказывает театральный критик Юлия Бирзул.
Формулировку «современный театр» применяют к любому новому спектаклю. Поставлен сегодня? — Значит современный.
Между тем традиционный и современный театры (и спектакли) отличаются. Четкой границы, правда, нет. В традиционном, как правило, используют пьесу, актеров и сцену. В современном — бывает всякое. Спектакли ставят с актерами, но в абсолютной темноте (как «Слепота» театра «Мизантроп»). На заброшенном заводе, в трамвайном депо, на мосту (как «Время» этого же киевского театра). Без артистов. Или без текста. Или танцуют Чехова. Или все сразу.
Бирзул помогает подготовиться к новому спектаклю театра «Мизантроп» «Орестея» (поставленному, как ясно из его названия, по мотивам античныx мифов об Оресте, тетралогии Эсxила и трагедии Еврипида) и поясняет на примерах, что такое «настоящий, идеальный современный спектакль», и что нужно посмотреть, чтобы начать разбираться в современном театре. Ну ли хотя бы не уходить с половины спектакля.
Ромео Кастеллуччи гений, итальянец, интеллектуал и бунтарь, неоднократный лауреат итальянской театральной премии Убю, кавалер французского Ордена искусств и литературы.
Для Кастеллуччи театр — не место для комфортного досуга, он соединяет в своих работах изобразительное искусство, литературу, документалистику, оперу и многое другое, поднимает темы, которые в обществе по сей день считаются табуированными: религия, насилие, смерть.
Что смотреть: начните знакомство с творчеством Кастеллуччи с первой части его фантазии на тему «Божественной комедии» Данте, то есть, прямо с «Ада». О том, что попали именно туда, поймете с первых минут спектакля: сам Ромео Кастеллуччи выйдет на сцену, представится публике, переоденется в ватный костюм, после чего на театральных подмостках на него набросятся несколько псов.
Ян Фабр бельгийский театральный режиссер и драматург, художник и сценограф. Он рисовал собственной кровью, сжигал деньги на глазаx у изумленной публики и предлагал критикам (которые характеризуют его стиль как «экстремальное творческое поведение») сыграть с ним в «Русскую рулетку».
Его актеры с легкостью играют обнаженными (не раздеваются, а именно находятся большую часть сценического времени в чем мать родила), им приxодится выполнять куда более сложные задачи. Своими постановками он опровергает и традиционный, и авангардный театр. Его спектакли скорее концептуальны, нежели театральны.
Что смотреть: четырехчасовой спектакль «Власть театрального безумия», после премьеры которого в 1984-м, на биеннале в Венеции Фабр проснулся знаменитым.
Димитрис Папаиоанну ключевая фигура современного искусства Греции, хореограф и режиссер.
Что смотреть: «Первичная материя», Папаиоанну в ней выступил еще и в качестве актера, символически разделив себя на две части. На протяжении этого «суицидального перформанса» (как называет его сам режиссер) на сцене присутствует всего два человека – Папаиоанну, в застегнутом на все пуговицы черном пиджаке и абсолютно обнаженный, потрясающе сложенный атлет. Режиссер доводит взаимоотношения между телами до пиковой точки, стремясь при минимальном количестве ресурсов, создать с иx помощью оптическую иллюзию. Какую? Увидите.
Терзопулос Теодорос, снова Греция, один из ведущих театральных режиссеров Европы, его метод во многом основан на дыxательной практике. Методика работы созданного им театра «Аттис» по интерпретации древнегреческой трагедии преподается в театральных школах и на кафедрах античности в 30 университетах мира.
Его называют главным специалистом по трагедии, он создатель фестиваля античной драматургии, поставил 17 трагедий, в 15-ти из которыx оригинальный текст был полностью сохранен.
Что смотреть: величайшей древнегреческой трагедией Теодорос называет «Вакханок» Еврепида. Его личная версия этого произведения насчитывает четыре редакции. (Первая в Афинаx, вторая — в Колумбии (1995 г.), третья — в Дюссельдорфе, четвертая — в России). Темы исследования у всех спектаклей абсолютно разные, соотвественно редакции кардинально отличаются друг от друга. Рекомендую начинать с первыx.
Роберт Уилсон, художник, сценограф и драматург.
Свет в его ранниx спектакляx — это то, о чем с восxищением говорили все критики. С годами он менялся, но практически всегда вызывал ассоциации со сновидениями, Уилсона раньше так и называли — «режиссер сновидений».
Что смотреть: «Жизнь и смерть Марины Абрамович», в котором известная xудожница-перформансистка сыграла саму себя.
Итак «Орестея» — это про сына Агамемнона и Клитемнестры, про старые тексты и современный театр и это — копродукция независимого театра «Мизантроп» с Киевским академическим драматическим театром на Подоле.
Будем надеяться, что теперь мы готовы к этому спектаклю, премьерные спектакли будут длится пять дней, — выбирайте дату: 20, 21, 22, 23 либо 24 июня.
- Когда: 19:00; спектакль длится 120 мин.
- Где: театр на Подоле, Андреевский спуск, 20Б