• Город
  • Тиждень
  • Арт
  • 111
  • Стиль
  • О нас

111 слов

Прочитать

Посох Асклепия

29 Ноябрь, 2019

Прочитать

Сільський божевільний, що живе на околиці світу

27 Ноябрь, 2019

Прочитать

Марадона, Перша світова і британський розслідувач Голодомору

26 Ноябрь, 2019

Прочитать

Прості речі

11 Ноябрь, 2019

Прочитать

Голоси епох в музеї Ханенків

9 Ноябрь, 2019

Стиль

Прочитать

Шить в Париже

19 Март, 2019

Прочитать

Дело в шляпе!

15 Март, 2019

Прочитать

Умные часы — украинский стартап Force

6 Август, 2018

Прочитать

Киевлянин, которого мы потеряли

1 Август, 2018

Прочитать

Выпускной в ПТУ

4 Июль, 2018

 

inший Kyiv

Читать Смотреть Слушать
  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • 111
  • Про нас

inший Kyiv

  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • 111
  • Про нас

In Город

Некруглая дата, чудесный смех

1.2K Просмотров 13 Июнь, 2018

Некруглая дата, чудесный смех Pin It

У нее не было наград и званий, кото­рые  художнику дает власть или министерство культуры. Она – художник «не официальный», но зато в самом точном и единственном значении этого слова. 14 июня ей исполнилось бы 84 года. На InKyiv — Зоя Лерман в двух воспоминаниях.

Галина Григорьева, коллега: 

…Зоя Наумовна пронеслась по истории искусств Украины яркой звездой. Человек необычайной доброты и невероятного таланта. Она входила в круг шестидесятников, вся наша группа — это  ученики Сергея Алексеевича Григорьева.

григорьев

Была Зоя, позже и по касательной к нам присоединился ее муж, Юрий Луцкевич, Игорь Григорьев, Тоша Лимарев, Ким Левич.  Григорьев очень любил Джотто, и показывал его нам. А показать Джотто — это значит показать Бойчука. Потому что это мощные основы художественного языка.  

зоя2

Мы, наш круг — были антитезой официального искусства. Объяснить, почему шестидесятые годы стали таким призывом к свободе творчества (в широком смысле) мне сейчас трудно. Конечно, нам было тяжело, мы были отщепенцами, мы долгие годы не могли и мечтать об официальных выставках. И поэтому выставлялись неофициально, у меня (у Сергея Алексеевича, конечно) в мастерской. Выставлялись, общались — это было поддержкой. Потом на наши выставки донесли. Казалось бы: в собственной мастерской выставки, художники общаются, — что тут плохого? Но дело развернулось так, что нас хотели исключить из Союза художников. 

35070750_1245952698875397_2306251172840734720_n

В наше время представить себе подобное невозможно, да? Но с другой стороны — тогда мы были более значительным явлением, чем сейчас. 

Удивительно, пришла свобода, делай что хочешь, но тебя — нет. А тогда тебя никуда не пускали, но ты есть, ты БЫЛ. Сейчас, в настоящее время наше становление было бы более трудным. Я с большой тревогой думаю о молодом поколении художников, сейчас все складывается таким образом, чтобы изобразительного искусства с его духовностью, с глубиной его чувствования — не было. А у Зоички все это было. 

зоя3

Есть история, которую можно было бы вспомнить, как анекдот, началось более свободное время, нас выставили. Дают советы, бесконечные, один совет, потом другой. Каждую работу осматривают и принимают отдельно. У Зои была интересная работа, помните у де ла Торре шоколадница – идет хорошенькая девушка, несет поднос. Зоя сделала ее украинкой, замечательно. С курносым носиком, груди такие. Сергей Алексеевич очень защищал эту работу. Он вообще очень любил Зою. Так вот, защита «Шоколадницы» — сейчас трудно себе представить до какой низости опускалось чиновничество в Украине — был такой отвечающий за качество картин Шаталин, в ответ на аргументы Григорьева он отвечал: «Работа пройдет, если Зоя уменьшит размер груди. И укоротит носик». И Сергей Алексеевич звонил Зое: «Я тебя умоляю, немножко уменьши груди, на нос приклей бумажечку, а потом снимешь. Даже Микеланжело так делал, что делать?»

шоколадница

Зоя Лерман не умела делать халтуры, для заработка, она не умела уменьшить свой талант и оригинальный язык, и встроиться, что-то с этими ее работами всегда происходило. 

Вообще, Зоечку всегда сопровождали драматические истории. Например, заходит она в ювелирный магазин на Крещатике. Купить ничего не могла, заходила хотя бы посмотреть антиквариат. И сумочка у нее плохо закрывалась. И вдруг она замечает, как один мужчина ловит другого, но такого злосчастного, а только такой мог влезть в сумку к Зое, ловит, грубо тащит в отделение милиции. Зоя стала вора жалеть и отбивать, шла за ними и просила отпустить: « Ну зачем он вам, отпустите, он несчастный, он ничего не взял». 

Она была замечательным педагогом. Лишенные своего видения под ее руководством начинали делать художественные вещи. 

Павел Фишель,  ученик: 

…Когда говорят «Зоя Лерман», я вспоминаю, как она смеялась. Это был смех талантливого человека. Она сразу обращала на себя внимание, сразу было понятно, что перед тобой удивительный, открытый, сумасшедший, талантливый человек. 

33661591_1237896526347681_4494537594268286976_n

Она была весела и радостна с теми, к кому хорошо относилась. 

Зоя — моя родственница. Для меня она человек, который соединил меня с главными профессиональными событиями моей жизни. Поясню,  моя мама и Зоя — были соседями по двору, а еще и родственницами. И когда встал вопрос о моем поступлении РХСШ, мама пошла к Зое. Зоя взяла мои рисунки, и пошла с ними к учителям. О ней как о преподавателе говорили все примерно одно и то же: она может очень много дать, но только тому, кто это может взять. Она могла подолгу не приходить на свои занятия, потом появиться и сказать какие-то удивительные вещи, и опять исчезнуть. Как преподаватель она у меня появилась в 10-м классе. Была создана группа графики, которую вели Олег Александрович Животков и Лерман Зоя Наумовна. Зоя очень интересно показывала КАК рисовать. 

Нарисованные  ею фигуры были не натуральны, но с другой стороны, здорово похожи. То есть рисунки были в контексте мирового искусства, а не академической программы. Она замечательно чувствовала пластичность, объемность фигуры. 

Еще она замечательно комментировала работы учеников. Ты мог принести ей работу, и услышать: «Про эту работу ничего не могу сказать, она слишком на все похожа» и говорила это так легко и весело, что было и не обидно, становилось как-то все про эту работу понятно. Было интересно слушать ее споры об учениках с Животковым.

34985108_1245952388875428_5043741285815418880_n

Животков: У него отдельное рисование, оно его погубит!

Зоя: Да ну, перерастет! Саша  Дубовик же перерос!

Животков: Да не перерос, а ушел от этой проблемы!

Она любила рассказывать, как подружилась с бомжами, цыганами, с теми, кто за ней увязывался. А ее легендарные походы за пенсией, когда по дороге домой она все раздавала? 

Помню еще историю. Она пришла на концерт, а пригласивших ее друзей еще не было. Зоя присела порисовать. К ней подошли и спросили: «Представьтесь, давно ли вы пьете?» — она попала на встречу анонимных алкоголиков. На них она тоже произвела впечатление. 

зоя4

С ней все время что-то случалось. Рисовала всегда и везде, на всем, что попадало под руку. Зоя говорила: «Если художник рассказывает о чем-то без карандаша – это не настоящий художник». 

В профессиональном смысле она была очень четким человеком, она всегда говорила то, что думает, искусство для нее — это была очень принципиальная вещь.

Мне нравились ее работы белые на белом. По белому холсту легким контуром, белой краской. 

Когда я попал в пятый класс художественной школы, там были свои специфические  требования к оформлению работ.

Родители спросили Зою, как она оформляет свои, и нам попала одна из ее акварелей. И я помню свое впечатление: сначала, когда я это увидел, мне казалось, что это абсолютные каляки-маляки, прошло много времени, пока я наконец понял, что там была написана только теневая часть фигур и предметов в яркий солнечный день. 

зоя5

Зоя Наумовна познакомила меня с главным учителем в моей жизни, ее другом, большим художником Александром Агафоновым. 

Свою любовь к Зое я попытался выразить в оформленной мною книжке Селима Ялкута «Мир Зои Лерман», выпущенной еще при ее жизни.

Книга Селима Якута тут

Галина ГригорьеваЗоя ЛерманПавел Фишель
Share

Читайте также

Просмотр

АртТиждень

Просмотр

Семья и школа

Просмотр

«Время Лидера»

Просмотр

«Смыкаются, как воды, времена»

Предыдущий пост

«Мы знаем какова скорость…

In Город

«Мы знаем какова скорость света, но до сих пор не узнали скорость тьмы»

Просмотр

Следующий пост

Рассказать о себе и понять…

In Город

Рассказать о себе и понять другого

Просмотр

  • *smirkes because jumpsuit is still stain free #bottegaveneta #oneteaspoon #minimalstyle ad
  • A favorite since years 🤍
  • Did someone call a painter? #bottegaveneta #oneteaspoondenim #oldceline ad
  • Warm, fresh baked bread 🍞 ...
  • Perfect travel outfit ✌🏻#bottegaveneta #oldceline #buenosaires #minimalstyle ad

© 2019 inший Kyiv - All Rights Reserved.