Мы снова говорим о вине с Олегом Шестопаловым. И на этот раз говорим об израильском вине, – однажды мы это уже делали, но походя и в двух словах. Теперь говорим отдельно и подробно, – оно того стоит.
В Израиле есть проблема, все, кто в курсе, понимают, насколько она серьезна. Это кашрут. Вот все эти разговоры о кошерном вине, которое будто бы кипятят, – это правда? Или такой антисемитизм?
Тора запрещает употреблять в пищу квасное (хамец). По требованиям кашрута хамец должен быть убит. Никаких следов закваски не должно остаться. По крайней мере, в кошерном пасхальном вине.
Я все-таки попыталась изучить вопрос. Там есть, как минимум, две темы. Во-первых, прикосновение: в процессе изготовления кошерного вина все операции с ним может производить только религиозный еврейский мужчина. Это начинается со сбора винограда и заканчивается в ресторане: если вино в бокал наливает официант-нееврей, вино перестает быть кошерным. А телега про «вареное вино» это как раз про хитрость и изобретательность. Т.е. как сделать так, чтоб вино перестало быть сакральным. Это называется «яин мевушаль». Идея в том, что нагревание вина до определенной температуры лишает его сакрального статуса, и тогда к нему может прикасаться кто угодно! Т.е. это та же пастеризация (мепустар). Пишут, что «технологически в этой процедуре важны оба момента — температура и краткосрочность. В реальной жизни при бутилировании струя вина проходит через разогретую проволоку, нагреваясь и остужаясь за доли секунды». И еще пишут, будто бы «многочисленные исследования доказали скептикам, что эта процедура никак не влияет на качество вина. Ни в одну сторону, ни в другую».
А теперь про вино как таковое. В Израиле ведь не очень давно стали делать вино в промышленных количествах?
Ну, на самом деле, давно. Началось все с Ротшильда, который закупал земли под виноградники на Кармеле. Но очень долго вино там производилось только для местных нужд, – вот то самое кошерное ритуальное вино, такой сладкий компотик. Это неинтересно. А подъем начался буквально на наших глазах, в конце 80-х, когда кроме кошерного вина стали массово производить вино не ритуальное, а настоящее. Его делали и раньше, но в небольших количествах. Хотя у тех настоящих и самых лучших виноделов и сейчас масштабы малы.
Давайте их назовем?
Это, прежде всего, Кло де Гат (Clos de Gat), это старые ротшильдовские винодельни на Кармеле. Это Маргалит (Margalit), больше я старых бутиковых не вспомню, нужно глядеть в замечательном справочнике Даниэля Рогова, я в 2011-м купил последнее 10-е или 11-е издание, потому что Рогов, к сожалению, вскоре умер. В Израиле в свое время была замечательная совершенно винодельня «Амфора» (мы однажды уже ее вспоминали). Потом она сменила владельца и главного винодела, и, насколько я знаю, испортилась. Дешевых и даже средней цены вин там не было, только дорогие. Но они делали все. Они даже стали выращивать Барберу (первые в Израиле), и это очень хорошо у них получалось, – и чистое вино, и в кое-какие купажные Барбера пошла.
А есть винодельни немногим больше бутиковых, которые делают вина не очень дешевые (Израиль вообще недешевая страна), но доступные. Есть и вполне большой Баркан, – у них большая линейка, и есть вина доступные и качественные, и есть дорогие и тоже очень хорошие. Есть поменьше, например, «Tulip»: у них верхняя часть линейки потрясающая, и их Syrah Reserve это сущий восторг, за 90 по американской шкале, не говоря уже об их топовом вине, у него ивритское название, и я, конечно, его забыл. Sirah прекрасный у них, и стоил он меньше 40 долларов, для такого вина нормально. «Верхние» белые у них неинтересные, среднего класса белые у них прекрасные… Нижнего класса неинтересное у них все!
Есть еще «Флам» (и о нем мы тоже однажды уже говорили), очень интересное вино, которое к нам не возят. Но это молодая и успешная фирма, создана в 1998-м году в Галилее. Вообще, после Ротшильдов география израильских вин всерьез расширилась. Отличные вина делали в Иудее. Есть хорошие Голанские вина. Есть еще «Реканати», и его импортирует «Сильпо». Ярден импортируют, по-моему, все, кто вообще что-то возит из Израиля. Вообще, Израиль, в этом смысле, страна богатая. Но недешевая. За умеренные по тамошним масштабам деньги там можно найти хорошее вино — Dalton, например, хорошие вина бордосского типа делает. У Ярдена есть приличные среди относительно недорогих. Есть еще Monfort, у них совершенно пригодные белые и красные для массовых мероприятий, жанр пикник-шашлык. За умеренные по украинским масштабам деньги там ничего выдающегося не попробуешь. Разве что угостят.
Вообще, хорошее вино это предпринимательская история: если вино идет в гору, а в стране есть условия: климат и традиция, то производство будет расти. А в Израиле вино производили еще с библейских времен. (Библия упоминает Ноя как первого винодела.) Причем вино в древности делали тут не только из винограда, но и из фиников, фиг и гранатов. Хотя потом, как мне говорили, кашрут оставил в списке разрешенных продуктов только виноград и гранат. Гранатовое вино сейчас один из израильских специалитетов.
Это Rimon, прежде всего (rimon на иврите – «гранат», и так называется единственная в Израиле семейная гранатовая винодельня в поселке Керен Бен Зимра на севере страны). А вообще израильские вина это, по большому счету, красные сухие, – шираз и бордосские бленды, что понятно. – Коль скоро Ротшильды это закладывали, а у них именно бордосская культура виноделия везде, – и в Израиле, и в Чили.
Но Чили это другая большая история.