Bouquet Kyiv Stage – новый городской фестиваль, но у него уже есть своя традиция.
In Kyiv спросил у консультанта и ведущей музыкальной программы фестиваля Любы Морозовой, какой она видит эту традицию в ее развитии, каковы были сюжеты музыкальных программ, и был ли некий общий сюжет у этого – третьего по счету киевского «Букета»?
Люба Морозова: Развитие предполагает переход из одного состояния в другое, более совершенное, а мне – уж простите эту наглость – каждая из программ прошлых лет кажется близкой к идеалу. Поэтому я бы говорила не об эволюции «Букета», а о смыслах, которые проявляют его программы. С моей стороны это, наверное, наивно, но я считаю, что правильно составленная программа начинает жить своей жизнью и являет новые объединяющие темы, важные именно в этот момент времени.
Год назад Ирина Буданская, идеолог и главный организатор «Букета», задала третьему фестивалю тему «Город мастеров». А уже через полгода, в связи с пандемией, стало понятно, что главным лозунгом фестиваля должно стать оптимистичное «Жизнь продолжается».
Музыкальную программу пришлось откорректировать и ужать, но на выходе она правильно срослась. И вот о том, что срослась, говорит появление объединяющего жанра – вокального. Самыми значимыми в творчестве Лятошинского 20-х годов оказались романсы, исполненные Татьяной Журавель и Евгением Громовым. Сильвестров и Полевая были представлены хоровыми циклами – и, кажется, эта музыка ещё никогда так правильно не сочеталась с местом исполнения, как на зеленой траве в Софии.
Олег Липцын представил проект по книге Марианны Кияновской «Бабин Яр. Голосами», и в нем трагедия еврейского народа была рассказана не обобщенно, а через отдельные, личные голоса. В общем, о том, что жизнь продолжается, Мастера заговорили Голосами, и это я считаю главным открытием, не просто проговоренным, а основательно прожитым через программу. Открытием того, что сегодня крайне важно, Кто говорит, Чей это голос – только таким образом проговоренное способно обрести ценность.