«Вместе» — это цикл статей на InKyiv о людях города. Герои этих статей не подписывали друг с другом трудовых соглашений, корпоративная этика и коммерческая выгода их интересуют мало, потому что героев этой рубрики объединяет самое важное для них дело. Дело, которое им самим трудно назвать работой (в обычном смысле этого слова), но работают они сообща. Вместе. Героев этой истории двое. Это Кристина Ярош и Анна Ходькова. Их общее дело — мастерская EtchingRoom #1, графика, совместные выставочные проекты офортов о городе и его проявлениях.
Мы знакомимся в мастерской девушек (она находится над «Эдукаториумом» и рядом с издательством «Основы»), я спрашиваю, как и когда они решили стать художниками.
Анна Ходькова: это началось очень давно, во времена обычной детской художественной школы, потом я поступила в РХШ, республиканскую художественную школу, там все уже было серьезно. Кроме общеобразовательных предметов были живопись, рисунок, скульптура. С тех пор я мечтала заниматься офортом. После школы я поступила в институт.
То есть офорт был мечтой и рабочим планом до института?
Анна: да.
Кристина Ярош: я узнала об этой технике, когда поступила в институт, там и стала заниматься офортом.
Вы познакомились в институте?
Анна: да
Кристина: Это был Издательско-полиграфический институт КПИ, я уже там училась, Аня тогда переехала в Киев.
Анна: до этого я четыре года училась в крымском филиале киевской Академии искусств. После оккупации приехала доучиваться сюда. В Академии ужасные мастерские, мой знакомы работал в КПИ, и я пришла туда печатать работы, и мы познакомились с Кристиной. Это был 2014 год.
Вы познакомились и все, это не было началом общей работы?
Анна: на самом деле, все началось почти сразу, нам понравились работы друг друга мы решили сделать совместную выставку. И где-то через месяца два-три сделали ее в «Парткоме».
У выставки была общая тема?
Анна: У нас тогда не было особой темы, мы выбрали то, что хорошо рядом друг с другом смотрелось. У меня были бабушки, у Кристины тоже. Картон, гравюры и офорты.
Когда у вас появились общие темы?
Анна: наши темы до сих пор расходятся. Кристина делает архитектурные, урбанистические работы. А у меня больше работ с людьми. В один прекрасный момент мы поняли, что это отлично сочетается друг с другом.
Город, наполненный людьми, стены, в которых живут люди.
Анна: это получилось само-собой.
Вам интересно наблюдать рост друг друга? Вас разное интересует в офорте?
Анна: общее у нас то, что мы печатаем Интаглио (глубокая печать).
Кристина: технически у нас много общего, в рисовальной, художественной части у нас все по-разному.
Анна: нам нравится смотреть на работу и рост друг друга. Когда рядом с тобой кто-то растет, что-то очень хорошо умеет делать, это хороший стимул для развития. Мы все время придумываем что-то вдвоем.
Где вы сейчас печатаетесь?
Анна: Здесь. И травим, и печатаем.
Расскажите о своей мастерской.
Кристина: когда мы еще печатали в КПИ, подумали, что было бы неплохо открыть офортную мастерскую — тогда не было таких, открытых для всех желающих. Сначала мы переехали в «Изоляцию», работали там полтора года, делали свои работы и проводили мастер-классы.
Анна: потом нас пригласили сюда, и мы были не против. У нас бывают курсы по гравюре, гравюре на картоне, или однодневные занятия по офорту. К нам приходят и на индивидуальные занятия, делают офорты, печатают себе тираж.
У вас можно научиться офорту, сделать первые шаги в графике, у вас можно распечатать сделанное. И что-то готовое, ваше, можно купить?
Анна: да.
Чего вы не станете делать никогда?
Анна: то, что нам не нравится.
А что хотели бы делать?
Анна: думаю, что мы расширились бы, и собрали друзей и единомышленников в большой кластер — большое пространство, много станков, все могли бы работать. Все свободно, красиво, не зажато никакими рамками.
Кто рисует людей, кто город? И кто рисует заброшенный город, а кто — город детства? Это вопрос, быть может об оптимизме и пессимизме.
Анна: думаю, мы не пессимисты
Кристина: но и не оптимисты тоже
Анна: наверное, мы реалисты.
Сейчас в «Карась Галерее» проходит ваша выставка, кто из вас рисовал людей, а кто город? Кто придумал, что люди «вынесены» из игры, и размещены на отдельных работах рядом с большим «игровым» офортом?
Анна: с людьми это мои картинки. Они создавались не как отдельные картинки, у них даже нет тиража. Решили их вынести, потому что попробовали, и оказалось, что они хорошо именно так выглядят на стене.
Традиционный вопрос о творческих планах и темах.
Кристина: у нас появилась новая тема о человеке в закрытом пространстве. Это не обязательно заключение (тюрьма)
Анна: просто, человек в помещении. мы хотим «раскрыть» дома, сделать срез.
Кристина: и может быть, в этой теме появятся скульптуры. Но при этом, графику мы сохраним.
Вам еще нет тридцати. Хотели бы поездить и поучится? если да, к кому?
Анна: в любом случае, учиться важно.
Кристина: мы не очень любим лекции, нам интересней попасть в мастерские, посмотреть, как работают другие.
Анна: что-то свое создать там.
Кристина: иногда приезжают поработать к нам, это тоже интересно.
Вы сотрудничаете с издательствами, творческими объединениями, которые интересуются офортом?
Анна: думаю, это было бы интересно.
Кристина: у нас есть не тиражные артбуки. Я начала делать один артбук, потому что мой дипломный проект должен был быть — книга. Мне было неинтересно иллюстрировать художественную литературу, и я решила сделать артбук, как раз на тему, над которой мы с Аней работали, когда собирали выставку. Я собрала свои работы и упорядочила их.
Артбук Кристины — это карты территории, развернутый план дома, дирижабль над крышей, башни ЛЭП, наблюдательные вышки надзирателей.
Если бы проходила большая, международная выставка графики, с кем рядом вам хотелось бы оказаться? Какие украинские графики вам интересны?
Кристина: скоро мы будем участвовать в большой выставке — это будет выставка украинской графики в Чикаго. Там, насколько я знаю, будет много художников.
Анна: разного возраста.
Вам был бы важен содержательный разговор с искусствоведами — понятийный, содержательный блок обсуждений ваших работ?
Анна: нам было бы интересно их услышать.
Такой диалог хотя бы раз происходил?
Анна: по-моему, нет.
***
Вместе резюме, маленькая просьба: киевляне-искусствоведы, обсудите работы с графиками!