Большой, внятный, умный. На этом рынке можно поесть устриц (вкусно, вкуснее чем в центре Киева), купить все самое свежее, можно – немного, можно – гуртом.
Гуртом – значит отптом: вы будете узнавать сколько стоит молодая капуста, вам ответят – «Девять гривен килограмм, гуртом (кивок на машину) – гуртом по шесть».
Камеры для дозревания говядины, розовая гималайская соль, очень, ОЧЕНЬ красивая рыба, идете дальше – попадете в мясные ряды. Это вот как если бы наступил НЭП, а до этого вы ничего такого не видели. Каждый мясной отсек – это холодильник, раковины с водой (у раковины замечена сирень), плюс зона разделки. Баранина, птица, кролики, любая говядина и свинина. Сыры – тем кто любит сыры – сюда, но очень осторожно, потому что есть все, много, одновременно – грана падано, фета, бофор, рокфор, маскарпоне, грюйер. Я просто поставлю точку, сыров – больше, можно остаться там жить, только теплей одеться, в отделе сыров особый температурный режим, холодно. Этот рынок – современный праздник дадаиста, благодарить за который надо команду профессионалов.
Идея строительства «Столичного» появилась у президента ассоциации оптовых рынков Украины Романа Федишина в 2005 году, в 2010 году была создана проектная группа из 11 человек, этой командой и запускали рынок, в момент запуска всем не было и 30 лет.
О том как выбирали место для строительства, о начале и развитии работ рассказывает директор по развитию «Столичного» Вячеслав Забелин:
Место для рынка. Такие большие проекты связаны с увеличением потока машин (и грузовых фур) и нагрузкой на городскую инфраструктуру, вот это все: дорожное покрытие, электроэнергия, вода, канализация, мусор. В Киеве повсюду стихийная и неупорядоченная торговля, торговцы – одни из наших целевых клиентов, значит нужен был земельный участок, который соответствовал бы таким критериям:
- близость к Киеву
- хорошая транспортная развязка
- был достаточно большим для перспективного развития проекта.
Последний пункт важен. Если у рынку некуда расти, в какой-то момент своего жизненного цикла он не сможет поддерживать достаточный уровень внутренней конкуренции, и это плохо отразится на нем как на торговой площадке (на ценообразующей функции, рынок станет дорогим).
Всем нашим требованиям подошел участок, на котором сейчас «Столичный». Государство выделило участок площадью 157 га, это были совхозные поля, в основном тут выращивали кормовую кукурузу. Первые павильоны – теплый павильон «Овощи Фрукты» и два навеса для торговли с машин открылись 15 июля 2011 года. Павильоны «Колбасы и Сыры» и «Мясо и Рыба» открылись спустя полтора года. Строилось все очень быстро. Профессиональные строители говорили, что в так Киеве строится только Стадион «Олимпийский» к Евро-2012 и рынок «Столичный».
Как все начиналось. До «Столичного» в Украине был только один удачно запущенный проект подобного рынка – 15 лет назад во Львове был построен рынок «Шувар». В Украине практически нет сотрудников, которые знают, как запускать оптовые рынки свежей продукции. Есть опыт европейских стран, но большинство европейских рынков уже перевалило рубеж в 50 лет, и они могут рассказать как строить. Но рассказать как сделать, что бы эти коробки ожили, они не могут, для них это давно история.
Сложность запуска оптового рынка, в сравнении с розницей, например, в том, что супермаркет наполнил полки товаром, включил рекламу и народ пришел. Или например, ты построил розничный рынок возле вокзала, на выходе метро (то есть на сформированном человеческом потоке) и люди – зайдут. На рынке одновременно должны появится продавцы и покупатели. Важно, что бы потом и тем, и другим было интересно вернуться на рынок.
Наше ключевое направление локальные «Овощи и Фрукты». У нас в базе уже почти 2000 мелких фермеров, крестьян (средние наделы которых от 20 соток до 3 га), которые каждый в свой сезон приезжают торговать на рынок. В этом сезоне мы ожидаем до 600 торгующих автомобилей ежедневно. А в день открытия к нам приехало 37 человек (я бы сказал нам поверило 37 человек) и первые недели мы практически жили с ними на рынке, кормили бутербродами.
Наши ребята наматывают в каждый сезон по Украине тысяч по десять километров в поисках крестьян, фермеров, рассказывают им: есть такой рынок, тут не страшно, мы сделаем все, что бы крестьянин и фермер довольным уехал домой, и через пару дней вернулся с новой партией товара. Через неделю у нас очередная такая поездка по регионам намечена, теперь уже будем освещать ее в Facebook.
Формы павильонов и планировка рынка. Мы рынок скоропортящейся продукции, ее нужно продавать быстро.
Если бы на планировку рынка посмотрел какой-нибудь киевский девелопер, он бы сказал, что мы нерационально используем земельный участок (коэффициент застройки не превышает 25%, застройка одноэтажная. По мнению девелоперов, тут можно было бы поставить жилой микрорайон и озолотиться). У рынка такая планировка потому, что он должен иметь как можно большую пропускную способность – товарную, транспортную, в основу планов заложена концепция скорости. Рынок должен иметь возможность пропускать большой объем товара в единицу времени.
Товарооборот на рынке в прошлом году был в пределах 270 000 тонн плодоовощной продукции. Львовский рынок Шувар пропускает сейчас свыше 500 000 тонн товаров в год. Наша проектная мощность, с учетом дальнейшего развития – 2 000 000 тонн в год. Таким образом, «Столичный» один из компонентов продовольственной безопастности Киева. В этом сезоне, летом и осенью мы ожидаем в пиковые дни до 10 000 автомобилей в сутки.
Формы павильонов – исторически сложившиеся, и доказавшие свою эффективность формы европейских оптовых рынков – парижского Rungies, барселонского Mercabarna, варшавского Broniszche. Рынки повторяют форму торговой улицы или перекрестка, только уже в виде сооружений. Павильоны, так же как и все остальное, подчинены фактору скорости оборота товара. Каждый наш типовой павильон – это это около 8 000 кв. метров (200 м в длину, 40 м в ширину) с 50 торговыми складами (магазинами), каждый из которых выходит в торговую галерею, а так же имеет индивидуальный выход на разгрузку. Таких павильонов сейчас пять. Заморожено строительство павильона «Цветочный рынок» на 6 000 кв. метров. Надеюсь, придет и его черед.
Продавцов мы называем операторами. Все, кто, документально подтвердил, что он производитель, получает специальную электронную карту «Производитель», которая гарантирует скидку по тарифам на рынке. Мы не употребляем слово перекупщик. Торговать овощами и фруктами – особое умение. Если человек объездил всю Украину и привозит сюда самый лучший товар, он уже профессионал, именно такие профессионалы задают высокие стандарты торговли, и от них производитель получает первичную информацию какой товар хочет получить покупатель, и как его лучше продать. Наша задача контролировать, чтобы всегда соблюдался баланс. Когда есть баланс, и достаточное количество операторов на рынке, то сговор невозможен, и покупатели получают самое лучшее предложение, и вернутся на рынок еще и еще раз. Наши покупатели: обычные люди, переработчики, операторы розничных рынков, лотки, магазины у дома, рестораны, кафе, столовые.
Как мы сообщали о себе? Мы писали статьи, выпускали газеты. Делили город на части, ездили и раздавали эти газеты. Но как прорекламировать и описать рынок человеку, который подобного в глаза не видел. Только привезти его сюда. Самая лучшая реклама всех времен – сарафанное радио. В нашем случае оно сработало.
Задачи. Главный для нас – покупатель. Оптовый (целевой), и розничный. Оптовик обращает внимание в первую очередь на ассортимент, цену и логистику (удобство подъезда, выгрузки загрузки), розничному покупателю плюс к этому необходим элемент тусовки, общение.
Для розничного покупателя у нас не хватает мест, где можно провести время, отдохнуть. Мы планируем исправить это, уже в этом году совместно с партнерами запустим крупный развлекательно-образовательный проект.
Наша стратегическая цель – стать центральным fresh-рынком Украины. Визитной карточкой.
Украинская мраморная говядина. 14 дней сухая выдержка.
Facebook и доставка продуктов. Это не дань моде, это контакт с покупателями. Страничкой в Facebook мы показываем: мы живые, с нами можно общаться, задавать вопросы, жаловаться, предлагать что-то, для нас важна обратная связь, и мы реагируем на все сообщения. Благодаря обычному посту в фейсбуке пол-Киева узнало про спаржу, которую вырастили в черкасском питомнике «Садовод». И очень быстро разлетелась спаржа по Украине. Facebook-страницу я начинал вести сам, месяц назад у меня появилась помощница, Виктория. Она пока постигает рыночный колорит, поэтому ее посты я бы назвал красивыми и сдержанными, пишет она их много. Мне же нравится чем-то подцепить читателя. Пишу реже, но нахальней, но это все влияние рынка.
Доставка – это не какой-то отдельный бизнес-проект, это канал продаж, который может давать массу полезной информации (о потребительских настроениях покупателей). С технологической точки зрения проект сложный. Требуется соблюдение температурного режима, четкая логистика всех процессов, информационная поддержка. По моему мнению, на рынке Украины сейчас есть только одна компания, которая может обеспечить все эти процессы на высоком уровне – это Zakaz.ua. Вот с ними мы и реализуем доставку.
Что-то новое на рынке. Мы не можем диктовать оператору: «торгуй тем или этим, а этим не торгуй» (запреты существуют только в рамках товарных групп, если ты занимаешься рыбой и морепродуктами, колбасой с этой же витрины торговать нельзя). Но мы можем находить, и находим таких людей, которые хотят и могут меняться, создавать что-то новое. Если таких операторов на рынке не будет – горе рынку. Года полтора назад мне было стыдно заходить в наш рыбный отдел. Что мы сделали: мы попрощались с теми операторами, которые саботировали развитие рынка, пригласили пару новых операторов, предварительно согласовав стандарты, по которым они будут работать (витрины, выкладка, ассортимент, обслуживание покупателя). И – началась волна преобразований в торговом зале.
Благодаря вот таким людям у нас на рынке есть правильная камера с каменной гималайской солью для сухой выдержки мраморной говядины. На рынке можно перекусить свежими устрицами или заказать суши, свежайшие. Порадуются любители сыров – у нас их много, разных, подобного выбора, и таких цен в Украине больше нет.
Сейчас, в период кризиса зарождаются новые малые бизнесы, много мы отмечаем их в сегменте малых сыроварен, коптилен. Таким предприятиям необходима поддержка, им нужен сбыт, в сети супермаркетов им попасть сложно, практически невозможно. Сейчас думаем над тем, как помочь малым предприятиям продаваться у нас на рынке».
***
Вячеслав знает каждого продавца (оператора) на рынке, быстро показывает где – лучшие помидоры, самая свежая клубника, где лаборатория и служба доставки. Лаборатория похожа на операционную, в службе доставки ребята смущаются: я благодарю их за работу, до того как приехать на рынок, я заказала дважды доставку на дом: работают аккуратно, четко, спокойно. Как будто заказываете все не на большом рынке, а нейтральном супермаркете.
«Столичный» случился в нашем плане так, вышел текст о Бессарабке и мы спросили, а какие еще кроме Житного-Владимирского вы, читатели-жители Киева знаете. Ресторатор Дмитрий Борисов через минуту написал: «Столичный», однозначно!
«Столичный» так «Столичный» решили мы, и шли по городу вслед за рынками, пока городские рынки не закончились. И я написала Диме Борисову: «посоветуешь кого-нибудь, кто сможет провести небольшую экскурсию по «Столичному»? «Легко, я и проведу», – ответил Дмитрий: «Если посмотреть на картинку вокруг нас и перенести ее в центр Барселоны, это и был бы такой рынок, рынок в центре Барсы. Не для красивой выкладки, для того, чтобы приходить, каждые выходные, что-то съесть, что-то попробовать, купить домой. Ты будешь знать, кто этим занимается, не просто делает красивую картинку для туристов, а честно работает. Я получаю здесь ощущения от живого рынка и от качества, посмотри на эту рыбу! А мясо – ну вот где ты найдешь dry-aged-камеры для выдержки мяса, на рынке. Я такого в Украине не встречал. Соль, я тебе рассказывал историю этой гималайской соли? Этой солью посыпают наши киевские дороги. Дорогущая розовая соль, повара называют ее гималайской. Я как повар, когда наблюдаю это зимой, у меня появляются слезы на глазах. На многих рынках есть аквариумы с рыбой, но таких как здесь, такого качества их обслуживания – не видел. Тут реальная разница в цене, тут не отпетляешь. Видно, что никто не сговаривается о цене».
А дальше мы – просто разговаривали, только эту экскурсию сложно назвать небольшой, размеры рынка не позволяют.
Александр
•8 лет ago
Первый раз попал случайно. Теперь, хоть и живу на Левом берегу, езжу на Столичный. Мясо очень свежее, точный вес. После Амстердама страдал отсутствием сыров долгой выдержки. Сейчас этой проблемы нет и притом цена приемлемая. В общем респект и уважение!!!
Максим
•8 лет ago
Рынок начал развиваться, до этого топтались на месте. Цены были выше чем в супермаркетах.Сегодня реально можно найти эксклюзивные товары. Я езжу за устрицами и мраморной говядиной от Тибон.
Руслан
•8 лет ago
рынок треш, цены взвинтили, раньше было дешевле относительно других рынков, один раз подсунули порченое мясо, еле вернул, и не надо петь дифирамбы этому месту и вводить людей в заблуждение, за въезд деньги дерете, короче отстой полный, лучше пойти в Ашан или если есть авто поехать за город и купить всё там!!!