Музыковед Роб Хаскинс относится к Джону Кейджу почти с пиететом, не отстраненно, биография не-критическая, но книга тем не менее, получилась.
Автор ее внимателен к деталям, уверен, что лучшие свои композиции Джон Кейдж создал не в середине века (это касается и 4’33”), позже – в 1970-е годы. Вышла подробная, тщательная, стройная биография случайных действий обаятельного главного героя. Это большая жизнь, в которой есть место многому: увлечению дзен-буддизмом; интересу к звукам, тишине и ударным; сочинениям Кейджа, созданным с помощью «Книги перемен» и карты звездного неба, синтезаторов и компьютерных программ; увлечению грибами, кулинарией и микологическим обществом, наконец.
Но в этой пьесе были звуки – очень тихие: веяние ветерка, дыхание слушателей, их ерзанье на стульях, шелест программок, скрип стульев и – если Бог пошлет – страшный гром, гроза на улице. Кейдж наконец нашел способ позволить звукам быть просто звуками, не отягощенными ни воображением композитора, ни историей музыки, которая вызывает у слушателей условный рефлекс, как у собаки Павлова.
Роб Хаскинс «Джон Кейдж», серия Критические биографии, перевод Галины Шульги, AdMarginem, 2016