Как устроена площадь рассказывает архитектор Борис Ерофалов.
Этимологически наша «площадь», немецкий «плац» и итальянская «пьяцца» – одно и то же, от слова «плоский». У римлян роль городского центра играл форум, на котором пересекались самые разные функции, от собраний и военных парадов до торговли и ярмарок. В те времена на площадях-форумах люди общались ежедневно, достаточно плотно. Когда город разрастался, появлялись специализированные форумы – сенные, рыбные, скотогонные… На форуме как правило был храм.
Исторически ответ на вопрос, что такое правильная площадь, можно искать не у римлян и греков, но раньше, в Египте. В моих «Символах архитектуры» священное число «9», эннеада, посвящено площади и обелиску, и утверждается, что исходное предназначение площади – предстояние человека перед внеположенным. Обелиск на храмовой площади это своего рода луч, как говорили греки «игла», обелискос, что-то вроде антенны для общения с космосом.
Площадей, тянущих за собой египетскую традицию, больше всего в Риме: площадь Ротонда перед Пантеоном, площадь Навона, площадь перед собором Святого Петра…. – более десятка. На каждой из них самый настоящий обелиск, импортированный из Египта во времена античные, а во времена новые увенчанный католическим крестом. Многие европейские столицы эту традицию переняли, часто возмещая обелиск колонной, чумным столпом и прочей вертикалью. С обелиском – площадь Согласия в Париже, но и ее оседлал транспорт. Больше других повезло Трафальгарской в Лондоне, претерпевшей за последние десятилетия настоящую «пешеходную» революцию.
В средние века город становится автономным, соответственно и площадь становится замкнутым контуром (отсюда представление о «нашей площади» – ровное место, окруженное фасадами). По ее периметру, как правило, располагались галереи, аркады и портики – все для блага пешехода, ратуша-муниципалитет, собор, источник с водой.
По форме площадь, как и форум, может быть квадратной, прямоугольной, вытянутой, любой. Англичане различают square (для квадратной площади) и сircus (для круглой). Интересна история «простой» круглой площади: феномен, существовавший в Римской империи на востоке, в той же Пальмире, на западе практически не встречался, был забыт и открыт по-новому в XVII веке французским ландшафтником Андре Ленотром и итальянцем Лоренцо Бернини, который, кстати, и задал контуры площади Святого Петра.
Самая известная круглая площадь – Звезды (де Голля) в Париже, тоже очень транспортная, и на ней пешеход бежит по подземным переходам, чтобы выскочить к ихнему вечному огню Неизвестному солдату. К слову, своя площадь Звезды могла появиться и в Киеве, ибо была предусмотрена генеральным планом 1930-х великим Хаустовым. Теперь на ее месте квадратно-гнездовая и вполне транспортная площадь Леси Украинки.
Площадь или развязка?
Сегодня выбор в пользу транспортной развязки. И киевляне некритически относятся к организованному общественному пешеходному пространству под открытым небом. Когда в ХХ веке в город пришел транспорт, то, начиная с Маринетти, конструктивистов и прочих Корбюзье, включая книжку Мишеля Рагона «Города будущего», всячески превозносился техницизм, машины и механизмы в структуре города. Человек отошел в сторонку. К машине относились как к символу прогресса, и европейские площади плавно превратились в транспортные развязки, из которых был выдавлен человек. Найти в Киеве правильную с гуманной точки зрения площадь, площадь-форум, место собрания граждан (горожан), обсуждающих свое-городское-повседневное сложно. Такую идеальную площадь можно найти только в учебнике. Площадь как площадь в больших городах почти испарилась, не только в Киеве, во всем мире. Впрочем, остались образцы площадей в Европе, которым повезло, и они не меняли своих функций.
Сколько площадей в Киеве?
Если исходить из того, что площадь – место, по которому ходят, а не ездют лошади и машины…. площадей в Киеве полторы.
Исторически это Контрактовая площадь. Она началась во II в. н. э. как форум античного города Азагарий (по Птолемею). С тех пор на протяжении восемнадцати столетий она была главной Рыночной площадью города. Контрактовой она стала совсем недавно, в конце XVIII в., то есть всего двести лет назад. Но и ее постигла участь многих площадей – по ней ездят трамваи и автомобили. Хотя функцию, которая живет долго на плане города, трудно изменить или уничтожить.
Вторая по значимости Софийская площадь перед Святой Софией, на перекрестке кардо и декуманус города Ярослава, заложенного в начале XI в. После того как к десятилетию Независимости была проведена ее реконструкция и транспорт был отведен от стен Софии и обогнул конный памятник Богдану Хмельницкому, площадь снова стала пешеходной. На ней периодически происходят какие-то события, гуляния и собрания. Они всегда и происходили на ней, и при Мазепе, и при Хмельницком, и в 1917-1918 году, и в начале Независимости.
Площадь, работающая с ней рефреном, – Михайловская, при входе в Михайловский-Златоверхий монастырь. Ее положение было усилено строительством Присутственных мест в середине XIX в., которые задали новую симметрию между Софийской и Михайловской площадями, ориентированную на новый центр города – Крещатик.
Далее четыре привратных площади перед воротами города Ярослава.
Одна из них превратилась в главную площадь страны, Майдан Незалежности – это площадь перед Лядскими (они же Печерские) воротами. В свое время это была Думская площадь, на ней была Дума, которую переместили с Подола. Потом она была и площадью Калинина, и площадью Октябрьской революции. Как это ни удивительно, максимальное воплощение площади-форума она исполняла с 1977 года, когда была реконструирована к очередному юбилею «Великой октябрьской социалистической революции». Переделка площади в 200о-2001 году, к десятилетию Независимости, была неслучайной и симптоматичной: во времена свободы и нео-капитализма здесь расцвели коммерческие функции, однако транспорт загнал их под землю, а световые фонари на поверхности над подземельем тоже во многом подавили пешеходную функцию площади, которая до этого была хорошо проявлена. Тем не менее, площадь получила новые символы и колонну Независимости.
Обратите внимание, мы говорили об «обелиске на площади». Так вот, на Софийской площади есть Софийская колокольня, на Михайловской – Михайловская. На этих площадях происходят народные собрания и гуляния, которые соответствуют предназначению площади. На Контрактовой возобновили колокольню греческого монастыря, хотя главными в свое время на ней была, уничтоженная большевиками, ковнировская колокольня Богоявленского собора (теперь это казармы, переделанные в классы Могилянки; к слову, возвращение торговых функций Гостиному двору, равно как и полукруглому корпусу Могилянки, дело не только уместное, но и полезное, ведь торговля одна из главных функций Форума).
На Майдане роль обелиска до определенного времени выполнял идол, памятник Ленину, после него эту роль стала выполнять колонна. Поскольку для архитектора важна в первую очередь символическая организация пространства, смею утверждать, что не в последнюю очередь благодаря новому антуражу Майдана стала возможна Померанчевая революция. С точки зрения архитектора, помешанного на презумпции пространства, это важно. И когда люди, обернутые в оранжевые полотнища и в украинские флаги, стояли на этой площади перед огромными экранами, всё остальное пространство не противоречило порыву, который на этой площади реализовался.
Львовская площадь перед Львовскими воротами города Ярослава. К концу XIX века она представляла собой такую конструкцию: с южной ее стороны полукругом была клумба (осталась), с северной – каре (совсем недавно уничтожено), рядом Сретенская церковь (разрушена большевиками). Каре сейчас занято неуместным стеклянным параллелепипедом с магазином «Билла». Эта стекляшка – полный позор, исторических площадей в Киеве мало, «Билла» съела часть исторической площади. К тому же в подиуме Дома Торговли подобных площадей хоть отбавляй.
По поводу «обелиска» на ней: Янош Виг в свое время проектировал символические Львовские ворота в достаточно абстрактной форме, хотя… там есть Дом Торговли, можно сказать что он – обелиск этой площади. Львовская площадь с трудом возвращает себе свою городскую функцию, но обязательно вернет. В круглой части площади собираются люди, проводят время мамы с колясками, но тут же рядом присутствует полу-разруха в виде недостроя корпуса театрального института Карпенко-Карого. Тем не менее, в городской топографии нечто, давно заложенное, существующее много лет, свою сущность мягко, но неизбежно продавливает.
Еще две площади, которых почти нет. Мы обсудили две площади по линии кардо города Ярослава, Майдан и Львовскую. Линия декуманус города Ярослава, приблизительно совпадающая с отрезком улицы Владимирской от Золотых до Софийских ворот. Здесь тоже были площади. Возле Золотых ворот есть сквер, подобие площади, на мой взгляд, он распространяет свои силовые линии вплоть до площади и сквера возле Оперного театра.
Следы Софийских ворот выложены красным камнем на проезжей части и на тротуаре, это начальный отрезок Владимирской от Андреевского спуска до БЖ. Так вот, к этим воротам города Ярослава/города Владимира тяготеет площадка на стыке Владимирской и Десятинной, в начале Андреевского спуска – это треугольный скверик на месте исторического Бабиного торжка, там же были ворота в сторону Подола. Эта площадь, так сказать, редуцирована, ее функции выдавлены в сторону газона перед Историческим музеем. Еще недавно, в начале 1980-х, там были частные дома, а сегодня это квази-форум, городская активность там просто бурлит.
Всё
Здесь в перечислении «настоящих» киевских площадей можно ставить точку. Какая из них используется исключительно пешеходами? Какая из них обустроена соответствующим образом, имеет замкнутое пространство, которое любят, знают и ценят? Вокруг какой из них построены портики, аркады, люди могут находиться в тени, прохаживаться в длинных тогах и переговариваться о вещах поту- и посюсторонних? Никакая. Нигде. Мы живем в хазарском, полукочевом городе (почти как в Московии).
Везде рядом лежит магистраль, на которой замерла пробка. И даже на Площади Независимости люди вынуждены скакать под землю и там реализовывать свои «площадные» нужды.
Остальные площади, вроде бы центральные, они же – автомобильные развязки: Лыбедская, Европейская, площадь Льва Толстого (любимая архитектором Жежериным). Но они – не для людей, они для транспорта.
Попытку гуманизации претерпела Почтовая площадь, но по большому счету осталась развязкой.
Есть у нас Бессарабская площадь, но где она в смысле пространства?
Есть у нас площадь Победы, но что в ней от площади (кроме обелиска)?
Есть площадь Славы – то же самое.
Если на площади что-то можно и нужно обходить, то только прекрасную скульптуру-фонтан какого-нибудь Бернини.