Это было на открытках с видами города – и не осталось. О ценности исторического культурного наследия на небольшом участке города, Владимирской горке, рассказывает архитектор Юрий Лосицкий.
Павильон с надписью «Голгофа»
В XIX-начале XX-го века панорамы как вид зрелищ для широких масс были невероятно популярны.
Для их демонстрации строились специальные круглые павильоны – ротонды. Внутри полукругом устанавливали живописное полотно, длинное и высокое. На его фоне выстраивался предметный ряд, состоящий из объемных скульптурных фигур, деталей пейзажа, которые идеально «вписавали» в задний живописный фон, они плавно переходили в полотно. Совмещение живописного полотна, охватывающего полный круг горизонта, с планом предметным и особым верхним освещением, имитирующим солнечный свет, создавало эффект присутствия, иллюзию стереоскопичности. Зритель, находясь на специальной платформе в центре зала, оказывался в гуще изображенных событий. Словом, панорамы были любимы и значит, коммерчески успешны.
Грандиозную панораму Распятия задумал Бруно Пигльгейм. Себе в помощники он пригласил австрийских художников Карла Фроша и Иосифа Кригера. По заказу киевских предпринимателей Артура Гашинского и Ивана Замараева была сделана авторская копия для Киева.
На Владимирской горке рядом с Александровским костелом специально для размещения этой работы гражданский инженер и архитектор Воин Петрович Римский-Корсаков построил по собственному проекту деревянный, с каменным порталом павильон в стиле модерн. Купол здания был стеклянным. Художник Станислав Фабианский создал для панорамы передний план: фигуры кочевников, остановившихся у стен Иерусалима, палатки, животных.
На «Голгофе» была изображена сцена распятия Иисуса Христа, Иерусалим и его окрестности. Это было очень большое полотно: 12,9 х 93,8 метра.
Киевская панорама окупилась за три месяца. Тут ведь не одно только зрелище, само сооружение интересное, очередь на Киевскую голгофу шла непрерывным потоком, смотреть ходили семьями, гимназистов водили классами.
Панорама выстояла в годы мировой войны, революции, разрухи. Павильон с надписью «Голгофа» простоял нетронутым до 1934 года, то есть чуть больше 30 лет. Затем полотно перенесли в Успенский собор Лавры, где оно и погибло при взрыве 1941 года, а уникальное здание разобрали.
Фотографии и фрагменты живописного полотна – это все, что осталось. У «Голгофы» было 40 копий, хоть одна да сохранилась в Европе. Воссоздание киевской панорамы – дело не безнадежное.
Павильон панорамы (был) интересно расположен: на краю Владимирской горки, над музеем Ленина. С одной стороны у нее Александровский костел, с другой – Михайловский собор. То есть символизм получился бы полнейший. К сожалению, градостроительный совет 2005 года сказал: «не будем восстанавливать «Голгофу». Между тем, место свободно, восстановить павильон и панораму ничего не стоит. Но речь не просто о сохранении, что тут сохранять? Надо воссоздавать то, что было разрушено.
Михайловская башня
В 1869 году инженер-строитель Аманд Егорович Струве предложил свои услуги для устройства водопроводной системы Киева. 15 ноября 1869 года «Киевское Городское Общество» рассмотрело его предложение, признало проект Струве «не только весьма полезным, но и крайне необходимым, как в интересах города, так и жителей». Первого мая 1870 года соглашение между Струве и городом Киевом утвердил Александр II.
Согласно первоначальному проекту Киевского водопровода, предусматривалось строительство двух водонапорных башен. Одна из них стояла на Трехсвятительской улице, за Гостиным двором Михайловского монастыря.
Она была кирпичная, восьмигранная, четырехъярусная (четвертый ярус предназначался для резервуара на 13 000 ведер воды, 1 ведро примерно равно 12,3 литрам). Общая высота башни от подошвы почвы до конца центрального осевого стержня составляла 12 саженей (25,5 метров).
Архитектурный проект башни разработал архитектор Александр Шиле, его проект был утвержден городским архитектором Николаем Весманом 10 мая 1871 года, через год с пользователей стали взимать абонентскую плату. Эксплуатацию осуществляло основанное Струве Киевское акционерное общество водоснабжения. В конце 1914 года водопроводное хозяйство перешло от акционеров в собственность города. Сооружения водопровода были частично повреждены в годы революции и гражданской войны, но в начале 1920-х годов они были восстановлены.
В 1939 году был построен новый киевский водопровод, Михайловскую башню разобрали до Второй мировой.
Как определять категорическую ценность сооружения, важность его для городской памяти?
Вот, скажем, дом с ромашками ценный? Богоявленский собор Братского монастыря – ценный. Голгофа – ценная. Башня – ценная. А жилые (и тем более доходные) дома – довольно примитивны в смысле архитектуры, дома часто – это вполне рядовая архитектура. Любая церковь или собор важнее, они несли не утилитарную ценность, а смысловую.
Если воссоздать «Голгофу» и водонапорную башню, возродится кусочек истории. «Голгофа» – редкая вещь, любой город, в котором есть редкая вещь, гордился бы ей. А водонапорная башня могла бы выполнять какую-нибудь утилитарную функцию – ресторан, галерея.…
Ну и все просто: воссозданные объекты приносят славу тем, кто их восстанавливает.