Тема с комментариями: «Расколотая арка»
«Трещина» на арке Дружбы народов в Крещатом парке появилась 24 ноября, накануне последних событий в Азовском море, – т.е. она предшествовала фактическому открытию новой фазы военного противостояния – теперь на юге, и стала своего рода «предчувствием и предупреждением». Между тем, активисты в тот момент вкладывали в нее несколько иной, более конкретный смысл:
– «Трещина дружбы» – акт солидарности с незаконно преследуемыми в России гражданами Украины, которых «Россия использует как оружие в своей “гибридной войне”, с гражданским населением оккупированных территорий», наконец, это «ответный жест» на агрессию на востоке, тем более символический, что акция была проведена в 85-ю годовщину Голодомора.
Это был комментарий самих активистов, собственно, тот «идеологический жест», который стоял за «трещиной дружбы».
В тот день прозвучало еще два комментария. Один из них принадлежит Александру Ройтбурду, – он объяснил трещину как жест художественный:
– На киевской арке «дружбы народов» нарисовали трещину. Хорошо: один штрих – и конструкция переосмыслена. Теперь надо цивилизованно демонтировать совковые скульптурные группы и эвакуировать их в какой-то музей. Или легально продать а деньги направить на музейные закупки. Только не уничтожать их по-игиловски и не барыжить ими на черном рынке как поступили с большинством советских истуканов.
И, наконец, третий комментарий – киевского историка и городоведа Мирона Петровского.
– Эта арка с самого начала стоит не на своем месте. Каков функциональный смысл арки: это «ворота», арки изначально были «обрамлением» въезда в город, – торжественного въезда. Арки устанавливают на дорогах, под арками проходят, проезжают, – это движение наполняет функциональным смыслом пустое арочное пространство. А не та ложно-идеологическая скульптурная группа, которую там поставили в итоге. Арка должна была стоять на въезде в Киев или на Ленинградской площади, – так это было задумано. Но когда проект был готов, тогдашнее городское и республиканское начальство решило иначе: им подумалось, что такая хорошая, дорогая вещь, жалко убирать ее на задворки. И ее водрузили в парке над Днепром, убрав с этого места Летний театр (его перенесли в Мариинский). Все, что произошло и происходит с этой аркой, – следствие изначальной «дисфункции», заполнения арочного пространства ложными смыслами.