Маурисио Кагель: органическая непрерывность

29468786_1928591380504406_3197991550059544576_o

22 марта в Киеве состоится концерт-перформанс из произведений Маурисио Кагеля – композитора, парадоксалиста и радикала, чье наследие напрямую связано с понятиями музыкального акционизма и инструментального театра. Проект воплощают Goethe-Institut в Украине, Sed Contra Ensemble и Новый театр на Печерске

Авангардное искусство подарило человечеству свежесть взгляда на вещи. Среди изобретателей новой оптики – Маурисио Кагель. Человек, в котором соединилось аргентинские, немецкие, еврейские и славянские корни; композитор, режиссер, преподаватель, дирижер и философ. Кагель как никто другой понимает искусственность и условность понятия «граница» – в обществе, культуре и искусстве. Его привлекают художественные феномены, которые традиционно считались герметичными – «композиция», «произведение», «жанр», «вид искусства». Он утверждает: границы гибкие и призрачные, – и создает целый ряд новых форм в искусстве, основанных на сочетании ранее разделенного. Так появляются инструментальный театр Маурисио Кагеля и его открытая композиция.

Кагель родился в Аргентине, он в юности переехал жить в Германию и довольно быстро стал одним из ключевых представителей европейского авангарда.

Многие его сочинения 60-80-х годов были вызывающе провокативны и противопоставлялись консервативно-академической традиции (можно вспомнить оперу «Государственный театр», «Аллилуйя» для 16-ти голосов, «Экзотику» для неограниченного количества исполнителей и многие другие сочинения).

С другой стороны, композитор так же работал и с классическими стилевыми и жанровыми моделями, преломляя, а часто и пародируя их сообразно своему убийственно-ироничному мышлению («Людвиг ван» для фортепиано с оркестром, «Князь Игорь Стравинский» для баритона и камерного ансамбля и др.).

Маурисио Кагель последовательно разрабатывал эстетику инструментального театра – синтетического направления, в котором визуальные действия исполнителя не менее важны, чем звучание. Открытые композиции Кагеля сотканы из тщательно отобранных недоразумений и парадоксов, они смущают и беспокоят.

«В моей жизни главное – непрерывность, – признается композитор в одном из последних интервью. – Этапы моего пути вполне органичны. В отличие от других, у меня никогда не было внезапных потрясений. Например, когда вы вспоминаете о Пикассо, вы говорите о голубом, розовом, кубистском периодах. Я не могу написать того же о себе, потому что весь мой путь непрерывный, и, я повторяю, органический».

Текст: Светлана Гоменюк и Сергей Зажитько

Иллюстрация Анжелы Богаченко

  • Когда: 22 марта, в 19:00
  • Кто: музыканты Sed Contra Ensemble и актеры Нового театра на Печерске
  • Где: Новый театр на Печерске, ул. Немировича-Данченко 5
  • Онлайн-трансляция тут

Интересное