«Смотри сюда, по законам еврейского правописания – справа налево: Вокзальная, Саксаганского, Бульвар Шевченко, Чкалова, Воровского, Керосинная. Ну?!» Валентин Гринер
В феврале 1858 года генерал-губернатор Васильчиков разрешил евреям торговать по вторникам, четвергам и воскресеньям. Название выделенной под рынок площади рынка было Галицкая, и официально рынок был – Галицкий. Но все называли его Еврейским базаром, Евбазом, и в этом слове, Евбаз – нет аббревиатуры, все крепко-накрепко.
Торговля происходила на пересечении нескольких больших магистралей, на этом месте теперь Киевский цирк.
Окрестные евреи образовали в этом районе собственную «диаспору» (были еще евреи с Подола).
Евбаз – это была легенда. Это Гоголь и Сорочинская ярмарка. Торговали всем, каждый товар считался полулегальным, нелегальной была и сама частная торговля, и власти остроумно ограничивались поборами. Евбаз кормил всех: покупателей, продавцов, милиционеров, жуликов.
Большую часть устройства Евбаза занимали длинные деревянные рундуки – небольшие кубы, глухо запирающиеся со всех сторон на случай погрома. Евреям Киева они были нужны.
Рундуки сочетались с открытыми прилавками и просто товарами, разложенными на земле – здесь царила стихия торговли. Гермесу бы понравилось. Целый праздник торговли.
В центре рынка установили столы с тряпьем и скобяными изделиями – гвоздями-замками. И продавали пирожки с потрошками.
В западной части базара стояли большие деревянные амбары для зерна и муки.
Еда была «истерически» вкусной (Александр Генис), а шум Евбаза был музыкой: для каждого товара существовал свой «традиционный» крик:
«Яблоки Ранет! Кому яблоки?»
«Селедка! Копченая селедка!»
«Есть семечки жареные!»
«Папиросы Дели – кури две недели!»
«Стоит – столько-то, будете покупать, уступлю».
Самым главным человеком на Евбазе был базарный староста, работы для него всегда хватало: кроме продавцов и покупателей, на базаре были бродяги и воры.
Почти вся торговля мясом на базаре была в руках еврейских предпринимателей. На толкучке действовал специальный пункт, где резали домашнюю птицу, только что купленную и живую. Шойхет для покупателей-евреев работал отдельно.
И, конечно, китайцы, и игрушки из гофрированной бумаги, и эта вечная детская магия – астрономы, астрологи, и гадания.
Во времена войн, революций, вооруженных стычек, а также еврейских погромов Евбаз моментально пустел. В периоды затишья он живо реагировал на действительность и возвращался. Когда фашисты оккупировали Киев и началось массовое уничтожение евреев, Евбаз перестал быть еврейским, но торговля продолжалась.
Базар должны были закрыть 6 мая 1946 года согласно решению горисполкома: «в связи с реконструкцией города Киева». Закрытие его растянулось на годы. Тысячи крыс разбегались с Евбаза в сторону улицы Воровского, когда начали ломать рундуки и лавочки. Лом и древесину вывозили день и ночь грузовыми трамваями. На месте толкучки появился сквер без деревьев, но с травкой, с грунтовыми дорожками и большой круглой клумбой посредине. Осенью 1949 года на площади установили камень – обещание соорудить монумент в честь 10-летия воссоединения Украины (1939-1949 годы). В 1952 году Галицкую площадь переименовали в площадь Победы. А через семь лет на месте Евбаза началось возведение цирка. Тогда же напротив выкопали большой котлован под универмаг. Строительство универмага «Украина» завершилось в 1966 году.
Сегодня можно прийти на ступеньки цирка, встать к нему спиной и пересчитать все шесть магистралей – Олеся Гончара (Чкалова), бульвар Шевченко, Жилянская, Саксаганского, угол Дмитриевский и Воровского – они видели. Потом пройти подземным переходом и сесть в кафе «Евбаз» (два зала, одна кухня, старые фотокарточки) – в окно будет виден цирк. Вот там он и был. Заказать воду-пиво-коньяк-водочку. И выпить, за – ну, чтобы как живой.
Старожилы упорно продолжают говорить «иду на Евбаз», отправляясь в цирк и за покупками в универмаг. Сейчас ему было бы чуть больше 150 лет.