В Киев недавно приезжал Артур Вабик, художник, куратор, специалист по искусству в городской среде.
Киев город с особым, сложным ландшафтом. Какие части городского пространства вам кажутся наиболее привлекательными и умными?
Я уже знаком с Киевом со времени моих предыдущих визитов, Киев расположен на нескольких холмах, это делает городской пейзаж действительно интересным. Мне лично нравится Подол с его уникальной архитектурой, но думаю, есть много и других привлекательных районов. В прошлом году я жил в Голосеево, было очень дружелюбно. Что действительно важно – в Киеве много зелени. Но есть районы, в основном расположенные на левом берегу Днепра, где пейзаж может быть для горожанина угнетающим.
От чего Киеву лучше бы избавится?
Я не думаю, что это возможно, избавиться от всех этих высоток. Киев – дом для почти трех миллионов людей, я верю, что это число постоянно растет. Что сделано – то сделано. Но, конечно, вы можете остановить строительство новых высоток. Вчера у меня была короткая прогулка вокруг Киево-Печерской Лавры и памятника Родине-матери, я заметил несколько новых строительных площадок. Некоторые из очень близки к уже существующим высотным блокам. Рядом с памятниками архитектуры (низкая застройка) высотки строить нельзя, вот например, Пейзажная аллея – видовой район, испорчен соседством с высотками.
В пользу кого должно существовать городское пространство: застройщиков, транспорта, жителей?
Городское пространство должно быть создано таким образом, чтобы каждый житель города мог чувствовать себя в нем комфортно.
Как бороться с пробками?
Я не специалист в этой области. Могу подтвердить, что Киев город с интенсивным движением. Вчера у меня ушло больше часа, чтобы добраться до Дружбы народов от площади Победы на машине. А это меньше, чем 10 км. Кроме того, я заметил только несколько велосипедистов. Велосипеды – это дешево и эффективно, и люди будут использовать их с удовольствием, если только власти предоставят необходимую инфраструктуру
Чего не хватает Киеву больше всего?
Я думаю, что город должен быть лучше организован визуально. Меня забавляют такие вещи, как клумбы, сделанные из старых автомобильных покрышек или таблички, выставляемые на парковочных местах – они остроумны, но эстетически неприемлемы. Еще одна ошибка – советские постройки, окрашенные в сине-желтый, этот прием не делает их более современными.
Как выглядит идеальный город?
Я не знаю. Я никогда не был ни в одном.
Муралы: да или нет?
В целом, да, но с некоторыми оговорками. В Польше сейчас проходит более 10 различных фестивалей, все вместе они производят более 100 фресок в год. Это слишком много. Искусство в общественном пространстве, – и муралы в том числе, – должны быть созданы в контексте. Для этого нужно изучать город, его историю, архитектуру и социальную структуру. Художник должен изучить местные комьюнити и их потребности.
Киев достаточно освещен вечерами?
Я не заметил никаких проблем с общественным светом, но я не знаю, как это выглядит на окраине.
С какими украинскими дизайнерами, художниками, вы хотели бы поработать?
Существует множество интересных современных художников в Украине. С некоторыми из них я уже сотрудничал, например, с Рустемом Скибиным. Я высоко ценю работу Вовы Воротнева, Саши Курмаза, Димы Фатума и многих других.
Расскажите о работе над «Ворошиловградом» Жадана, мне казалось этот роман – самая неподходящая для комикса история.
В 2012 году меня попросили написать адаптацию книги Жадана «Ворошиловград». Это блестящий роман, я был рад прочитать его до публикации польского перевода. У меня была по-настоящему трудная задача, трехсотстраничную книгу мне надо было превратить в 30-ти страничный сценарий для комиксов. Я сделал это совершенно самостоятельно, без консультации с Жаданом, сначала был очень напуган, думал, что он убьет меня. К счастью, он этого не сделал. На самом деле он одобрил его без колебаний. Позже, когда мы встретились на «Ночи культуры» в Люблине, он сказал, что это была хорошая работа.
Комикс был нарисован моим другом, талантливым иллюстратором, Мартином Сурмой.
После этого мы поехали вместе в Луганск, чтобы представить нашу работу. Пока мы ждали выхода комикса, давали интервью и провели несколько воркшопов на тему комиксов с местным сообществом. Мы нарисовали несколько персонажей из книги на бетонных столбах, на эстакаде, недалеко от железнодорожного вокзала. Наш графический роман вышел через неделю, к этому времени Жадан присоединился к нам, чтобы дать промо-концерт со своей группой «Собаки в Космосе».
Пока мы рисовали муралы с персонажами комикса, нам несколько раз пытались мешать местные власти, хотя у нас был документ, разрешающий эти работы. Через 2-3 дня возникли общественные дебаты по этому вопросу. В конце концов власти Луганска сказали «ок», и мы смогли закончить нашу работу. Несмотря на все это – Луганск хороший город, полный очень добрых людей, и я действительно сожалею, что произошло там в 2014-м году. И я действительно хотел бы поехать туда снова, и поработать с общественным пространством. К сожалению, это пока не возможно.