• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Прочитать

Передзамовляй це: 6 книжкових новинок бентежної зими

27.11.2024

Прочитать

Передзамовляй це: 6 нових книжок, що прикрасять осінь

28.09.2024

Стиль

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

Прочитать

Navy Chair 1006: нічого зайвого, нічого для краси

18.03.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In Місто

Несомненный кандидат

1.4K Просмотров 22.03.2018

Несомненный кандидат Pin It

Или принцип музея —  InKyiv поговорил с будущим директором Одесского художественного музея Александром Ройтбурдом о модели идеального музея.

 Какие новости Александр, что будет с музеем?

—я буду директором.

Почему была такая реакция на ваше назначение?

— это традиция советских времен: нетерпимость к личностям в культуре. Нужен (удобен, понятен) клерк, исполнитель, и чтобы был свой, из стаи.

Что человек не из стаи мешает делать коллективу?

— спать.

Воровать?

— не думаю, что в этом музее было воровство. При всех проблемах, которые в нем существуют, пропаж в музее нет (на мой взгляд, я не проводил аудита), по моему ощущению предыдущий директор, Виталий Абрамов — кристально честный человек. Не так давно как раз он проводил и полный аудит, и полную проверку коллекции, в этом смысле там все нормально.

И с фондами  тоже все нормально?

— На фондах сидит женщина, Людмила Анатольевна Еремина, она в музее больше пятидесяти лет, мимо нее муха не пролетит.  Фонды, насколько это возможно, в приличном состоянии, они находятся в цокольном этаже, а не подвале, но они должны быть над землей, потому что и в фондах, и в отделе Народного декоративно-прикладного искусства недопустимая влажность, особенно в прикладном искусстве, там цветут стены, могут зацвести гобелены и рушники, это их убьет. Картину еще можно отмыть, текстиль нельзя. Тем не менее фонды — в относительном порядке. Думаю, можно сделать временную пристройку на пустующих площадях, где сейчас огородик развели—помидорчики растут… туда, наверное, можно расширить Фонды.

ройтб

Почему работа с музейными Фондами всегда похожа на тропу Хо Ши Мина?

—  сложно ответить на это однозначно. Думаю, с советских времен музейщики, когда происходило переформатирование музеев,  и с одной стороны  провинциальные музеи «укреплялись» какими-то работами, с другой стороны —  из запасников центральных музеев какие-то вещи  (лучшие) изымались, все музейщики боятся открытости фондов, чтобы у них ничего не забрали. Тем более, что было в свое время не очень дальновидное заявление Ющенко про украинский Эрмитаж, куда надо свезти запасники всех украинских музеев. Оно было не совсем законодательно верным, потому что музей является собственностью территориальной громады, а  фонды защищены законодательством Украины, но не находятся  в собственности государства, они — собственность громады.

Можете составить дорожную карту для человека, который решится возглавить музей: какие ошибки нельзя совершать?

— во всех музеях разная ситуация,  это зависит и от специфики музея, и от коллектива, и от города, в котором музей находится, и от направления музея. Что я могу сказать человеку, который захочет возглавить Археологический музей,  у которого нет потенциала трансформации? У Художественного музея этот потенциал есть, а вот если, допустим, взять Одесский музей западного и восточного искусства, там, где Караваджо, который сейчас арестован и выступает вещественным доказательством, где Хальс, Маньяско, Лука Делла Роббиа, Тициан….Чтобы пополнять его коллекцию даже второстепенными работами мастеров такого ряда, современными, зарубежными, нужен весь бюджет Украины. Поэтому этот музей в принципе лишен потенциала развития, это — исторический факт. Художественный музей, куда пошел я — должен быть живым.

У музеев разные типы хозяйствования?

— нет, во всех музеях общий. Типы идеологии и перспективы развития — разные.

Что будете делать с музеем?

— у меня есть программа на 100 дней. Первое — это организационные, тактические задачи. Я не говорю про неотложные хозяйственные — крышу починить. Надо оптимизировать график работы музея.

Как?

— кассы музея в будни закрываются в 16:30.

А рабочий день у потенциальных посетителей заканчивается на часа два позже.

— да. Я считаю, что можно сделать два выходных дня, но за счет этого продлить рабочий день до семи, а в ряде случаев,  — допустим, в пятницу вечером и в субботу и дольше (например, музей  может работать до девяти в пятницу, и до восьми в субботу). Если надо, в какие-то дни музей может позже открываться. Надо поговорить с коллективом. По порядку: починить крышу, оптимизировать график, укрепить коллектив. Принять на работу научных сотрудников с профессиональным образованием. В музее  хотела работать Марина Скабелкина из Харькова, закончила питерскую академию художеств, специализировалась на «Бубновом валете», защищалась по Осьмеркину. Приезжает устраиваться в музей, и ей Седых, и.о. обязанности директора по образованию юрист, говорит: бакалавриат — это недостаточное образование.

Там работают научные сотрудники с профильным образованием, и   они ощущают давление администрации.

Сколько людей работает в музее?

— человек 50 в штатном расписании.

Мертвые души?

— мертвых душ нет, есть незаполненные вакансии, я хочу  заполнить их профессионалами. Прежде всего, это это будут научные сотрудники. И хочу переделать штатное расписание, чтобы можно было нанять людей, связанных с коммуникациями музея и пиаром, ввести отдел развития и фандрайзинга. Предыдущий директор не умел пользоваться интернетом,  у него как-то спросили какой средний возраст работников музея и он ответил: музей состарился вместе со мной. Я хочу чтобы музей омолодился.

Вы выделяете Одесский художественный из общей массы украинских художественных?

— это один из самых интересных украинских музеев, не могу сказать что самый лучший, — по собранию украинского искусства Национальный художественный лучше, по собранию русского искусства — лучше Киевская художественная галерея; есть Львовские музеи, они на порядок лучше, есть уникальная, коллекция позднего Возрождения и барокко и «голландцев» в Житомирском музее, собрание сарматского портрета и коллекции нескольких ветвей рода Потоцких в Виннице. В Одесском музее, может быть, нет мировых шедевров, но есть шедевры и русской и украинской школы. Что естественно, Есть вариант картины «Что есть истина» Ге — на мой взгляд, он лучше, чем тот, что в Третьяковке, он свободнее написан; «Валькирия» Врубеля, потрясающая; «Жатва» Серебряковой — это одна из двух ее программных вещей дореволюционного периода, несколько работ, маленьких и ранних, Кандинского. Несколько работ второго ряда, но крупных мастеров —  два достаточно серьезных Рериха, в том числе вариант  «Заморских гостей»; «Скрипка» Петрова-Водкина; бубновалетские натюрморты Кончаловского и Ильи Машкова; Сарьян, программная работа «Горы» — это наверное один из лучших пейзажей Сарьяна. Много Яблонской, из украинского искусства — ранний Петрицкий, очень редкий; совершенный, ранний Глущенко в духе старых мастеров, автопортрет с цветочком а-ля Дюрер, после этого он стал импрессионистом. Такого Глущенко нет нигде больше. Вся южнорусская школа, конечно, она, конечно, локальна, но без нее невозможна история искусства, и сливки этой южнорусской школы собраны в Одессе — это крупные мастера, это и Костанди, и Петр Нилус, и Головков, и Буковецкий. Ну и есть, куда развиваться. Я знаю, что я хотел бы приобрести. Не знаю, как, но знаю — что.

Чтобы вы хотели приобрести?

— коллекцию одесского авангарда конца 1910 годов. Недопустимо мало представлено в музее одесских нонконформистов, они должны быть шире представлены в музее. И, конечно же, современное искусство.

Вы привели в порядок крышу, график и коллектив. Что дальше?

— собираю стратегическую сессию (ненавижу это слово, но лучше так сказать, чем «общее собрание коллектива») и понимаю, чего они хотят. Дальше, уже с этим, собираю вторую стратегическую сессию, делаю ее в «Терминале 42» или Хабе или Библиотеке Грушевского — уже с городом — чего хочет город от музея? После этого я конструирую несколько структур возле музея. Фонд «Музея для перемен» возле уже есть и он успешно помогает музею. Нужно сформировать Попечительский совет музея, который был бы клубом тяжеловесов, которые либо лоббируют интересы музея, либо помогают материально; общественный совет, из интеллектуалов, музейщиков…  И еще — Клуб друзей музея. Это нормальные люди, которые могут раз в год внести в общую кассу 1000 долларов. Таких, я думаю, могут быть сотни. Ну, или вариации — приобрести для музея работу, с условием, что на табличке к этой работе будет отмечено «дар такого-то». Либо отреставрировать работу, с тем чтобы на табличке была зафиксирована благодарность за реставрацию.

Общая идея — вшить музей в ткань города?

— конечно, я говорил с губернатором Степановым, и попросил собрать губернаторский прием для депутатов и попросил бы их стать коллективным патроном музея. С этим я пришел бы и к мэру города. Потому что у города нет ни другого такого музея, ни  другого мэра. Если он меня примет, я ему это скажу. Конечно же, я никогда не стану его политическим симпатиком, и никогда не буду говорить, что он единственная надежда Одессы. Но для него это может стать  шансом проявить себя в роли просвещенного отца города.

Это набор средств по перезапуску. 

— программа «100 дней» —  это и есть перезапуск. Дальше надо форсировать. Сейчас в музее производится экспертиза по состоянию здания, выясняется, в какой степени нужен капитальный ремонт, если капитальный ремонт действительно нужен, параллельно с ним нужно будет решать вопрос о том, чтобы в музее появился климат-контроль, контроль влажности, новая современная система охраны, пожарной безопасности, новое оборудование в экспозиции и в фондах, чтобы наконец в музее появился лифт, и как программа максимум — думать о расширении музея. Одновременно с этим, на волне своего прихода я хочу организовать серию подарков музею — от ведущих современных украинских художников, от коллекционеров, галеристов. И многие уже пообещали.

тойтб1

Кто будет вашим заместителем (преемником)?

Я прихожу с командой из фонда «Музей для перемен».

— да, они были волонтерами, сначала они помогали беженцам, потом стали заниматься социальными проектами, а потом музеями. В этом проекте есть Александра Ковальчук, я хочу ее видеть своим заместителем.

Когда будете уходить?

— не знаю. У меня контракт на пять лет. Если дадут работать, буду работать. Если я увижу, что травля не прекращается и мешает музею – переформатирую музей и подам в отставку. Я не цепляюсь за власть.

То есть вы видите себя антикризисным менеджером?

— наверное.

100 дней прошло, что дальше?

— я мечтаю о том, чтобы у музея появилось второе здание, Музей современного искусства. Настоящее здание музея в принципе должно оставаться таким, какое есть, может быть, акценты будут пересмотрены, я считаю, что ненормально когда Баранов-Россине пылится в запасниках, все-таки мировое имя, а в экспозиции висят какие-то «Строители ДнепроГЭСа».

В музее будут жизнь и движение?

— я этого хочу. Мне категорически не советуют говорить о том, что в музее должно быть кафе, но я хочу, чтобы семья могла прийти и остаться в музее на целый день, в музее надо проводить ивенты, я рассчитываю на хипстерскую аудиторию.

Пустить в музей детей

— конечно. Дети — это отдельная программа. Но вообще, в музее должна быть живая атмосфера, в нем должны тусоваться модные люди.

Арт хаб?

— да. Я хочу превратить музей в хаб, насколько это позволит здание. На второй этаж, в отдел ХХ века ведет винтовая лестница, по которой я боюсь ходить, что можно говорить о людях с ограниченными возможностями.

Это пока не предусмотрено вообще?

— около $ 50 000 стоит хороший лифт. Нужно подумать где его можно сделать.

Какой годовой бюджет музея?

— 2 миллиона гривен.

Это зарплаты плюс коммуналка?

— да.

Поэтому нужен музей современного искусства? 

— он позволит частично разгрузить основное здание музея, освободит  площади основной экспозиции, позволит сделать их более насыщенными и позволит открыть площадки, движение… я хотел бы, чтобы новое здание (здания) находились по соседству, как и где будем решать. Надо войти в эту должность и ставить пред губернатором вопрос о расширении.

Помечтаем? Что необходимо для проведения выставок мирового? Богатая страна?

— страховка выставки в Украину из-за того, что в стране есть военный конфликт, невероятно высока, и у нас нет ни одного музейного помещения, соответствующего технологическим параметрам.

Поэтому нас ждет в ближайшее время ностальгия по мировой культуре и/или художественная самодеятельность?

— с точки зрения Одессы это ностальгия по мировой культуре.

В Одессе есть и не виден Егоров. 

— есть 30 работ Егорова, в экспозиции четыре. На мой взгляд, в музее должен быть зал Егорова. Недопустимо мало Хруща, Ануфриева, Ястреб, Басанца, многих других – от шестидесятников до самых современных. В музее должны быть реконструированы проекты и инсталляции 1990 годов, музей должен приобретать станковые вещи стритартистов, фото и видео, даже компьютерные игры, которые уже начал закупать Музей современного искусства Одессы.

Современный музей будете делать мультимедийным?

— да, если будет современный музей, будем.

Александр Ройтбурддивитисямузеи
Share

Читайте также

Просмотр

Ворота Подола

Просмотр

Рассказчику ярких историй

Просмотр

Opinion: «Памфір»

Просмотр

«Вечно люди тебе все портят»

Просмотр

Убийство Клитемнестры на Подоле

Просмотр

«100 фильмов за 100 минут»

Просмотр

На герці зі Склєрозом

Предыдущий пост

Транспортный триллер

In 111 слів

Транспортный триллер

Просмотр

Следующий пост

Процедура волеизъявления

In 111 слів

Процедура волеизъявления

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: