• Город
  • Тиждень
  • Арт
  • 111
  • Стиль
  • О нас

111 слов

Прочитать

Між твар’ю та богом

8 Март, 2021

Прочитать

По дороге с облаками

3 Март, 2021

Прочитать

Сильні кольори

22 Февраль, 2021

Прочитать

Корона під капелюшком

17 Февраль, 2021

Прочитать

Поснідати пивним супом

16 Февраль, 2021

Стиль

Прочитать

Шить в Париже

19 Март, 2019

Прочитать

Дело в шляпе!

15 Март, 2019

Прочитать

Умные часы — украинский стартап Force

6 Август, 2018

Прочитать

Киевлянин, которого мы потеряли

1 Август, 2018

Прочитать

Выпускной в ПТУ

4 Июль, 2018

 

inший Kyiv

Читать Смотреть Слушать
  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

inший Kyiv

  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

In Город

Доля архитектора

1.2K Просмотров 20 Декабрь, 2016

Доля архитектора Pin It

Что можно (и чего нельзя) строить в современном городе с историческим лицом? Как правильно – тиражировать «старину», сохраняя воображаемую идентичность, или решительно двинуться в будущее? InKyiv поговорил об этом с архитектором Театра на Подоле Олегом Дроздовым.

О чем рассказывает архитектура? 

Архитектура – это снимок времени и общества. Архитектура проекта смотрит на саму себя – в широкой перспективе между прошлым и будущим.

Архитектура вообще рассказывает очень многое. Эта история архитектора, его воззрения и доктрина. Это – дух времени и места.

Может ли архитектура делать людей счастливыми или несчастными? 

Архитектура формирует среду, а значит – в какой-то степени – и человека. Не знаю, бывает ли архитектура счастья, но архитектура несчастья совершенно точно существует.

Сталинская архитектура подавляет, хрущевская – обезличивает?

Не совсем так. Сталинская архитектура – это прежде всего создание мифов. Она апеллирует к сказкам, к добрым, великим и крепким правителям.

«Хрущевка» тоже несет простой смысл: люди из бараков и совершенно ужасных условий обрели рабоче-примитивную современность, новую гигиену, свой угол в мире. Быть может, у хрущевок не было семантической нагрузки, но их социальная роль огромна и не до конца выяснена: что эти дома сделали для людей. Это была новая ступень жизненных историй.

Нужно ли объяснять, обосновывать современную архитектуру в старом городе? 

В так называемом развитом мире XX-й век был веком парадоксального искусства, парадоксальной архитектуры, и там были свои темные времена. Был модернизм и идея будущего, на смену которым пришел постмодернизм, в саркастической форме пересмотревший традиционный язык архитектуры. Но с начала 80-х модернизм вернулся на свои законные позиции.

В нашем культурном поле всех этих коллизий, эволюций не было. С одной стороны мы говорим, что мы европейцы, хотим жить в общем цивилизационном дискурсе, но в нашем среднем и даже высшем образовании до сих пор все вращается вокруг фигуративной эстетики XIX века. Современная жизнь зашла к нам только через индустрию потребления, включая дизайн как часть этой индустрии вместе со всеми ее институциями (бутики, торговые центры).

Дети в итальянской (датской, шведской, немецкой) провинции с малых лет ходят в музеи не только традиционного, но и современного актуального искусства, слушают лекции, посещают воркшопы, что-то рисуют – они живут в тотальном дизайне, в работающем публичном пространстве, в работающих гражданских обществах. Все это вошло в быт обычных бюргеров. Это развитый мир, он находится на другом эволюционном уровне. У нас это все остается уделом просвещенных.

7506278416_0f6edab929_o

Как воспитать архитектурный вкус и научить разбираться: вот хороший пример, вот – отвратительный?

Образование, самообразование, публичная дискуссия – словом, просвещение. В большом городе должны быть колонки про архитектуру в центральных газетах, электронных изданиях. Вовлечение в дискуссию – это вопрос городского интереса. Когда появляются знания, владение предметом, оценочными категориями, возникает общее понимание города.

В Киеве жили великие архитекторы, они проектировали дома, в которых жили. Этого мало для прививки?

Отвечу на этот вопрос с точки зрения присутствия в Киеве архитектуры «современного движения». Киев в этом отношении оставался, хоть и большим, но довольно провинциальным городом. От эпохи конструктивизма здесь осталось совсем немного: несколько клубов и жилых домов. Это очень мало по сравнению с Харьковом, Москвой или со Львовом, где функционализм – крупный пласт городской ткани. На языке XX века киевские архитекторы заговорили только в начале 1960-х, а в более осмысленной форме, – только во второй половине 70-х-начале 80-х, когда возникла целая плеяда авторов очень высокого уровня.

Имитация старинных зданий – это отсутствие вкуса или консерватизм?

Жить в поддельной среде – это скорее проблема вкуса, а не консерватизма, просвещенности, а не менталитета. Посмотрите на традиционный берлинский стиль – вот это консерватизм: очень выверенные, очень точные решетки, которых очень много в новой архитектуре. Это очень тонкий консерватизм.

Подделка не имеет никакого отношения ни к архитектуре, ни к хорошему вкусу.

Примеры удачной и ужасной архитектуры в Киеве – ваш личный рейтинг.

Не буду об ужасном, это бесконечный список.

Совсем недавно я проезжал по улице Мельникова – где-то в середине ее течения стоит симпатичное административно-офисное здание. Любо-дорого посмотреть. Два посольства – голландское и немецкое.

0n8dhHFwsYM

На фото: архитектурный факультет КИСИ

В Киеве много хорошей архитектуры 70-х – первой половины 80-х: архитектурный факультет КИСИ, Дом пионеров, Гостиница «Славутич», гостиница «Салют», комплекс административных зданий вокруг Дворца Спорта. Простой паттерн, но все тонко выверено, точно сделано. Нравится Дарницкая планировка с каналами, фонтанами, набережными. Это недооцененный urban design, в котором много находок. В старой Дарнице было много тонкостей.  Еще мне концептуально нравится здание Киевпроекта.

Давайте поговорим о будущем. Мы выстраиваем городскую идентичность или выбираем архитектурный экстремизм Рема Колхаса, эффективные энергичные решения в ущерб уникальности?

У нас большая инерция представлений. Киев – это город, на центр которого бесконтрольно сбросили с неба сотни башен. Они фокусируют на себе транспортные, человеческие потоки, и в общем, реальность стала иной. Мы должны рефлексировать, соотнося себя с этой реальностью. Нет большого смысла в том, чтобы ностальгировать о городе, каким он был, скажем в середине 90-х. Мы должны понимать, в какой ситуации мы находимся сейчас. Произошли глубокие изменения, и не надо новую идентичность искать только в прошлом.

То что сейчас происходит – это дорога в ад. Киев, как вершина пирамиды, конденсирует финансовые и человеческие ресурсы страны. И чем глубже кризис на востоке страны, тем больше приток капиталов и людей. Трудно давать советы, находясь в точке, в которой каждую неделю происходят незапрограммированные, бесконтрольные  изменения. У меня пока нет картинки, нет рецептов.

Ваше отношение к скандалу вокруг театра на Андреевском спуске.

Для меня это невероятный опыт, который подтверждает: нет ничего продуктивней конфликта. Может быть, этот театр даст возможность обратить внимание на дисциплину, профессию, на городские сообщества и умение с ними коммуницировать. Мы с коллегами разрабатываем программу таких коммуникаций – хотим устроить дискуссионный клуб, выйти с каким-то общим пониманием будущего. Надеюсь, это даст возможность сохранить Андреевский и устранить мифы.

Что вам интересно строить?

Нам интересны проекты культурной инфраструктуры. Общественные здания (школы, детские сады, музеи) позволяют предложить более смелые решения и очень многому учат.

wien4

На фото: проект Венского городского музея

Мы ищем эти проекты в основном в международных конкурсах. Например, многому нас научил конкурс расширение Венского городского музея. Конкурсу предшествовали годы исследований и споров, была издана отдельная книжка о том, что может появиться на этом месте. Это здорово.

А впрочем, плохих, незначимых проектов не бывает. Все состоит из многих обстоятельств, из всего можно сделать что-то настоящее и глубокое. И все можно упустить, и не получить новых знаний, никаких содержательных дивидендов.

Олег Дроздовсмотретьучитьсячитать
Share

Читайте также

Просмотр

Гість, який не хотів іти

Просмотр

Другим может стать кто угодно

Просмотр

Орган для шестого чувства

Просмотр

Антонич від А до Я

Просмотр

Не ищи живых

Просмотр

Не для посторонних

Просмотр

Билет в одно очень странное место

Просмотр

Фильм для Рождества

Предыдущий пост

Від Мойсея

In 111

Від Мойсея

Просмотр

Следующий пост

Майдан имя собственное

In 111

Майдан имя собственное

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2021 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: