• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Стиль

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In 111 слів

Открыты двери неба

1.4K Просмотров 31.05.2017

Открыты двери неба Pin It

Можно, конечно, сказать, что стихи Андрея Анпилова – «религиозная лирика». Можно сказать и «метафизическая», но это не совсем точно.

Религиозное отличается от «просто» метафизического» – интенсивной обращенностью, диалогичностью, восприятием своего существования как реплики в большом и непрерывном диалоге с Собеседником (именно он здесь и происходит). Главное – лирика, страстная и пристрастная: об отношениях человека и бытия. И поскольку в разговоре об этих отношениях всегда помнится – лишь изредка называясь по имени – его Источник, – вот в этом смысле, в этой мере анпиловская лирика религиозна.

Выговоренная в этих стихах религиозность – особенного свойства: она впитана в повседневность, осуществляется всяким повседневным действием. А прежде всего прочего – ясно осознаваемой уязвимостью, иногда попросту катастрофичностью – и драгоценной хрупкостью, хрупкой драгоценностью всего человеческого. Причем особенно такова – это у Анпилова отдельная сильная, сквозная тема – уязвимость и катастрофичность детства.

Вся повседневность превращается у него в орган смысла, в чувствилище для восприимчивости к надповседневным – и надчеловеческим – смыслам. Улавливает их, как чуткая антенна, всей собой – включая ее бессмыслие, слепоту, трудности, тупики. Может быть, задворки существования, «времянки мира», «скудный мусор всячины» восприимчивы к основе всего еще более иных его областей.

Вообще-то, всякая повседневность такова, но далеко не каждый это видит.  Это даже не принято видеть, обычно человек от этого экранируется: это слишком трудное видение. У человеческого восприятия мира есть, в некоторой общекультурной норме, два режима: «повседневность» и «экстатика», – так сказать, ближнее и дальнее зрение. В «экстатике», понятно, видится то, что в – защитные, защищающие – пределы повседневности, не вмещается. Так вот, у Анпилова два эти режима видения совмещены.

Он (почти) весь – об осязаемости надчувственного, о чувственной его данности, очевидности и безусловности.

Скрипит корабль Великого Поста,

Стоит волны соленая верста,

Друг к другу овны жмутся, вслух псалом

Звучит, солен.

Человеческое тут – все целиком – открытый канал в то, что его превосходит. Только это дано тут в виде не отвлеченного умствования, но чувства, пережитого всем телом. Особенно же важна мне тут прямая соединенность, почти тождественность уязвимости и восприимчивости к истокам бытия, к его питающему, защищающему, творящему корню. Метафизическая проницаемость и распахнутость всего сущего, пронизанность, – трудная, болезненная – духом и смыслом и повседневного, и человеческого вообще, и не только человеческого. Так и летучая рыба морская летит над водами, «как некогда Дух в первый день бытия».

Открыты двери неба, пух и перья

Витают над страною, чудь и меря,

Поляне, вятичи идут за родом род

На землю вспять рекою зыбкой снега,

и на иконе смаргивает веко

Святую каплю, волгу, днепр, онегу,

Не вычерпать шеломом, Бога вброд —

Не перейти.

Текст: Ольга Балла

Андрей Анпилов. Воробьиный куст. – СПб.: Вита Нова, 2017.

читати
Share

Читайте также

Просмотр

Город как спектакль для прохожего

Просмотр

«Голограмма для короля» / Книга и кино

Просмотр

На перетині

Просмотр

Інвестиція в майбутнє

Просмотр

Пошук ідеального міста

Просмотр

Карантин: куда еще податься

Просмотр

ПсевдоХармс: история одной мистификации

Просмотр

К Книжному Арсеналу-2018

Предыдущий пост

О плюс U равно…

In Місто

О плюс U равно Орангутан

Просмотр

Следующий пост

Евреи и их соседи

In 111 слів

Евреи и их соседи

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: