Недавно мы писали рецензию на замечательную книгу «Кіно народжене Україною». А теперь мы попросили ее автора, киноведа и киносценариста Сергея Трымбача назвать фильмы украинского кино, повлиявшие на мировой кинематограф. Вот его список, часть первая, 12 фильмов 1930-1970-х годов.
Александр Довженко «Земля»
Общепризнанный шедевр, любимейший фильм многих режиссеров. Два украинских режиссера известны всему миру, один из них Александр Довженко. Это 1929 год, завершение периода перехода от немого кино к звуковому. Замедленный монтаж. Фильм о коллективизации, о приходе новой жизни, снят гениальным оператором Даниилом Демуцким как симфония старой жизни, вечной жизни, природы.
- справка: история крестьянской семьи в эпоху коллективизации.
- премьера: 1930 г.
- автор сценария, монтажа: Александр Довженко
Александр Довженко «Арсенал»
Сделан под влиянием немецкого экспрессионизма, у него безупречная пластика (снимал тоже Демуцкий) и монтаж. Слом времен, человеческих судеб. Там есть замечательный эпизод: погибшего бойца везут хоронить в деревню на его родину, там, возле разрытой могилы, ждет мать. Довженко спрашивали откуда она могла узнать о смерти сына в ту эпоху. Он произнес фразу: «Мать всегда ждет сына у разрытой могилы», это удивительно замечено, страх матери за своего ребенка.
- справка: история восстании рабочих киевского завода «Арсенал» в январе 1918 года.
- премьера: 1929 г.
- автор сценария, монтажа: Александр Петрович Довженко
- смотреть
Абрам Роом «Строгий юноша»
В то время была странная история: московские режиссеры ссылались в Киев, тот же Роом был сослан сюда. А киевские, например, Довженко в 40-е и 50-е пребывал в ссылке в Москве. Их так тасовали. Так вот, «Строгий юноша» – фильм-утопия, был запрещен в том же 1935 году, когда был снят. В нем античная образность, светлая вера в то, что жизнь изменится. И вдруг цензура запрещает картину, что, на первый взгляд, абсолютно нелогично. Наверное потому, что жизнь в фильме показана неуправляемая. Тогда считалось, что нужно показывать жизнь, управляемую высшим сознанием, руководителями партии и правительства.
- справка: одну из женских ролей исполнила начинающая актриса Валентина Половикова, в недалеком будущем кинозвезда Валентина Серова.
- премьера: 1935 г.
- сценарий: Юрий Олеша
- оператор: Юрий Екельчик
Игорь Савченко «Богдан Хмельницкий»
Это настоящий эпос, причем веселый, богатырский эпос. Богатыри во главе с гетманом веселы, победительны, потому что они сильны. Там есть такой момент, когда Богдан Хмельницкий в исполнении Мордвинова идет по пиратскому столу, к полякам: «А вы что?!….»
- справка: 1648 год, Украина под гнетом Речи Посполитой. Богдан Хмельницкий собирает на сечи армию защитников отечества.
- премьера: 1941 г.
- оператор: Юрий Екельчик
Иван Кавалеридзе «Штурмовые ночи»
Тогда многие приходили из изобразительного искусства в кино, Довженко был художником. А Кавалеридзе был скульптором, и скульптурная выразительность его фильмах замечательная. Оператором фильма был Николай Топчий. В Украине замечательная, мирового уровня школа операторства. Операторы часто вытягивали слабые по режиссуре фильмы.
- справка: агитпроп, в центре сюжета приход крестьянина на строительство Днепрогэса.
- премьера: был запрещен к выпуску и не вышел в прокат.
- сценарист: Иван Кавалеридзе
- оператор-постановщик: Николай Топчий.
- фильм можно посмотреть, заполнив форму на сайте Центра Довженко или в музее Кавалеридзе на Андреевском спуске, 21.
Марк Донской «Радуга»
Еще один ссыльный режиссер, во время войны, в Ашхабаде (но это фильм киевской киностудии) снял фильм с Натальей Ужвий в главной роли. Это патетическая, в чем-то религиозная история про женщину, которая приносит в жертву своего сына, и тем не менее, побеждает. Есть легенда, что этот фильм получил «Оскара», это, к сожалению, не так. Но он получил высший приз Американской ассоциации кинокритиков. Более того, Франклин Рузвельт, посмотрел фильм в 1944, и в своем поздравительном письме советскому правительству Рузвельт написал, что «понял все без перевода». Итальянские неореалисты (как и представители французской «новой волны) ссылались на Марка Донского как на предтечу своей стилистики.
- справка: экранизация одноименной повести Ванды Василевской.
- премьера: январь 1944 г.
- сценарий: Ванда Василевская
Марк Донской «Дорогой ценой»
Снят по рассказу Михаила Коцюбинского, тем же Николаем Топчием, отсидевшем до этого фильма срок в лагерях. Он находился во время войны на оккупированной территории, отсидев, становится за камеру и делает удивительный фильм о свободе, некоторые кадры которого напоминает «Тени забытых предков». Я нигде не читал, чтобы Параджанов ссылался на эту картину, хотя он не мог ее не видеть. Это не значит, что все взяли и слямзили, просто что-то такое уже носилось в воздухе.
- справка: 30-е годы XVIII века, крепостную крестьянку красавицу Соломию выдают замуж за гайдука…
- премьера: 1958 г.
- оператор: Николай Топчий
Сергей Параджанов «Тени забытых предков»
Есть два режиссера украинского кино, известные всему интеллектуальному миру. Первый – Довженко, второй – Параджанов. Картина замечательно снята оператором Юрием Ильенко, и в этом смысле у нее два автора.
- справка: фильм о любви гуцульских Ромео и Джульетты по мотивам новеллы Михаила Коцюбинского.
- премьера: 1965 г.
- операторы: Юрий Ильенко, Виктор Бестаев
Владимир Денисенко «Совесть»
Денисенко был не только режиссером – умнейшим человеком и отличным преподавателем, этот фильм он снял со студентами своего курса по сценарию Василя Земляка. Это чистой воды философия экзистенциализма. История в фильме о том, что человек убивает шефа гестапо. И немцы выстраивают жителей села и ставят условие: убийца придет и сдастся, или…. человек понимает, что все равно расстреляют всех, и все-таки приходит, и сдается. Ситуация выбора замечательным образом снята. Картина была положена на полку, вышла только во время перестройки.
- справка: военная драма, оккупированная Украина.
- год выпуска: 1969.
- авторы сценария: Владимир Денисенко, Василий Земляк
Леонид Осыка «Каменный крест»
Картина не известна в мире только потому, что ее никуда не вывозили. Это шедевр, снятый по новеллам Василя Стефаника. Сценарий Ивана Драча.
- справка: трагическая судьба галицкого крестьянина Ивана Дидухи и его семьи.
- премьера: 1968 г.
- авторы сценария: Василий Стефаник и Иван Драч
- оператор: Валерий Квас
Артур Войтецкий «Скуки ради»
Фильм-крик, о женщине, человеке, задавленном обстоятельствами, судьбой – всем. О пределе человеческого унижения, снят на крике, на всхлипе. У фильма замечательный оператор Валерий Башкатов, замечательная пластика.
- справка: фильм снят по одноименному рассказу Максима Горького
- премьера: 1967 г.
- авторы сценария: Артур Войтецкий, Юрий Ильенко
- оператор: Валерий Башкатов
Николай Мащенко «Комиссары»
Один из лучших фильмов в истории украинского кино с завораживающей пластикой. Фильм вроде о комиссарах, но получилась религиозная картина. Мащенко воспринимал коммунизм как религию, искренне. У него вышел рассказ о первых христианах, фанатиках идеи. О том, как этот фанатизм их в значительной степени и поднимает, и губит.
https://youtu.be/XzsJR835BJM
- справка: романтика революции и первые коммунары (равно Апостолы) уже в 1990-х Мащенко напишет роман «Ведьма-энкавэдистка» и снимет «Венчание со смертью» (1992), где все наследники комиссаров — исчадия ада, и только.
- премьера: 1971 г.
- авторы сценария: Николай Мащенко, Борис Тарасенко
- композитор: Иван Карабиц