• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Книга
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Frankfurter Buchmesse: зробити книги сексуальнішими

12.11.2025

Прочитать

Книга як подорож: в Українському Домі – книжковий фестиваль «Фундамент: історії про культуру»

18.10.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 10 книжок, які зроблять умнішими

18.07.2025

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Стиль

Прочитать

Школа Ла Камбр: транс-формації

09.10.2025

Прочитать

Божевільні виставки: паризькі храми моди та їхні господарі

04.09.2025

Прочитать

Спека у Парижі: Девід Гокні, Нікі де Сен-Фаль і Dolce&Gabbana

27.08.2025

Прочитать

Еames Lounge Chair: гроші та емоції

11.08.2025

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

In Книга, Місто

Игра всерьёз

1.5K Просмотров 31.07.2017

Игра всерьёз Pin It

Ги Дебор (1931-1994), конечно, – одна из значительных фигур в области прежде всего эстетической мысли, что бы сам о себе ни думал.

Известный миру как писатель, кинорежиссер и политический активист (самым важным, определяющим все прочие стороны деятельности было для него именно последнее), в этой небольшой книжечке он предстает нам как создатель принципиально новых для его времени (вошедшие сюда тексты Дебор писал во второй половине 1950-х) и в наше время еще не слишком старых областей внимания. Во-первых, эстетики города; во-вторых – существенным образом с нею связанной антропологии города.

Составители книжечки постарались собрать из разных текстов Дебора цельный образ дисциплины, название которой вынесено на обложку – психогеографии. Дебор сделал ее возможной, хотя для него она никогда не была собственно дисциплиной; ничего цельного и систематического на эту тему он не написал – теоретические построения вообще не составляли главного предмета его забот.  «Прежде всего мы считаем, – писал он в самом систематичном тексте на эту тему, в «Отчете о конструировании ситуаций…», – что нужно изменить мир.»

Психогеография – наука о взаимодействии человека и города. Для своего создателя она была практикой, системой практических приемов и лежащих в их основе, тоже вполне практических, наблюдений.

Дебор вносит один из важнейших за всю, наверное, историю вкладов в копилку человеческих способов обращения с городом как с эстетическим и, по его разумению, в первую очередь политическим объектом, в понимание города как среды человеческого обитания (а тем самым – в понимание человека). Мысля сделать из города плацдарм преображающего (революционного, разумеется) воздействия на социум, а человека, в свою очередь, – орудием такого воздействия, он обращает внимание на то, что город принципиально неоднороден в эмоциональном и смысловом отношении. Город состоит из преходящих, изменчивых и преобразуемых атмосфер – переходящих друг в друга, однако имеющих вполне внятные границы Их выявление – путем определенным образом настроенного перемещения по городскому пространству, дрейфа, картографирование и, наконец, изменение в желаемом направлении и есть то, что Дебор называл вполне случайно, но крайне удачно подвернувшимся словом – психогеография. Собственно, у него это – понятие-практика в неустоявшемся, пластичном состоянии, неотмыслимое от ситуационистской «игры всерьез».

К революции, неотменимой задаче левых радикалов, Дебор подходит с нетипичной стороны: антропотехнической, антропопластической. Чтобы изменить социум, он намерен изменить, перенастроить прежде всего самого человека – и как орудие воздействия на общество, и как материал, из которого оно создается, а взаимодействие человека со средой его обитания – с городом надеется превратить в способ такой перенастройки. «Психогеография, имеющая значение лишь как часть общей переработки всех ценностей современной жизни, становится на путь коренного преобразования городской среды. Исследование «психогеографической реальности города», – настаивал Дебор, – это не более чем отправной пункт созидания нами для себя более достойных условий жизни.» Что-то подсказывает, что человека создатель психогеографии понимал – по крайней мере, чувствовал – шире, полнее и тоньше, чем это предполагалось его собственным мировоззрением.

Читатель книжечки, изданной «Ад Маргинем Пресс», имеет возможность познакомиться с некоторыми образчиками деборовского картографирования парижского пространства – увы, в силу формата книжки катастрофически мелкими, почти слепыми, апеллирующими скорее к воображению, чем к зрению, к тому же лишенными подробных комментариев, которые совершенно необходимы для их качественного понимания, – но все-таки дающими самое общее представление о методе.

Эстетика Дебора (понятая широко: как отрефлектированная чувствительность), бывшая орудием его политики и вряд ли мыслившаяся своим создателем в отрыве от нее, – переросла свои первоначальные задачи. По крайней мере, у нее есть все возможности их перерасти – и стать одним из способов понимания взаимодействия человека с его пространством вообще. Соратники Дебора по психогеографическому разведыванию разных зон города оставили в общекультурной копилке смыслов – всем, а не только тем, кто разделяет их марксистские взгляды – понимание того, что (вроде бы) субъективная реальность привязанных к пространству смыслов, настроений и чувств способна быть картографированной не менее, чем объективная совокупность географических признаков – да и объективна она, если вдуматься, ничуть не менее. Политические задачи создателя психогеографии остались с ним, а техника и возможность плодотворной теории – вот они, с нами.

Прилагательное «психогеографический», сохраняя приятную размытость, может характеризовать и данные, собранные в процессе такого рода исследований, и их влияние на человеческие чувства, и даже вообще любую ситуацию и деятельность, которая продиктована страстью к открытиям в этой области.

Текст: Ольга Балла

Ги-Эрнест Дебор. Психогеография. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 112 с., ил. – (Minima; 25).

non-fictionчитати
Share

Читайте также

Просмотр

Не зупиняйтесь!

Просмотр

Щоденники нейрохірурга

Просмотр

Більше/Менше

Просмотр

Пошук ідеального міста

Просмотр

Страшно жить на этом свете…

Просмотр

Консервативна революція та регрес

Просмотр

История о футуризме, отрицавшем историю

Просмотр

Вітальна телеграма

Предыдущий пост

Пицца-бар Mimosa

In Місто

Пицца-бар Mimosa

Просмотр

Следующий пост

«Чiчiко» на Ярвалу

In Місто

«Чiчiко» на Ярвалу

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: