Галерея «Триптих АРТ» до 3 октября показывает выставку работ харьковского художника Вадима Петрова под названием — «Маршрут-2 (Эпохальные записки работника архива казенного завода “Звезда” периода 30—60-х годов двадцатого столетия)».
В декабре 2016 года в «Триптих АРТ» прошла выставка картин Вадима Петрова «Маршрут», посвященная дорожным впечатлениям, физическому перемещению автора в пространстве. Выставка «Маршрут-2» — о путешествии во времени.
На первом «Маршруте» в руки Петрову попал архив человека, который вплоть до оттепели работал на Шосткинском казенном заводе «Звезда», производившем порох и заряды (до середины 1960-х годов — засекреченный «Почтовый ящик № 9»). Отксеренные экспонаты этого архива — важная часть выставки. Здесь и рукописи, и печатные страницы: «Новости науки и техники», «Приемы в советском посольстве за рубежом», «Игрушки из яичной скорлупы», «Подпольная адвокатура», анатомическое пособие, «Вісті народного комісаріяту праці У.Р.СР.»… На первый взгляд, просто пожелтевший хрупкий хлам, но Вадим Петров увидел, как из этого хаоса вырастает образ цельной личности, стремившейся не стать винтиком государственной машины, осознавать реальность, прорываясь сквозь идеологию. Из этого архива, образ неведомого хозяина которого, по словам Вадима Петрова, «убедительно проектируется на его предыдущее творчество», и родилась концепция выставки.
В экспозиции десять работ, две из которых датируются 2003 годом, а один карандашный рисунок — вообще 1983-м. И при этом выставка получилась цельной, в ней все взаимосвязано. Карандашный эскиз «Человек с черепом», бывший, вероятно, учебной штудией, спустя 34 года превратился в живописное полотно — случайный натурщик вдруг вступил в перекличку с автором старого архива, ни имени, ни судьбы которого мы уже не узнаем.
Основная часть выставки — работы 2017 года, отсылающие к авангарду: резкостью линий, искусственно ограниченной цветовой гаммой, в которой преобладают красный и горчично-зеленый. Для живописи Вадима Петрова характерны кочующие образы-символы, которые перекликаются с идеями Михаила Бойчука. Именно этот язык — не лубочная дозволенная этника, а поиск национального своеобразия, — казался таким опасным советской власти, что она уничтожала его носителей — в те годы, когда неизвестный работник завода собирал свой архив.
Он, незаметный, был сторонним наблюдателем страшных процессов. И этот образ наблюдателя очень важен для Вадима Петрова, он вводится во многие работы: фигура без лица, аноним, не-участник, антагонист толпы.
Текст: Марина Полякова
- Что: Вадим Петров «Маршрут-2»
- Где: галерея «Триптих АРТ» ул. Десятинная, 13
- Когда: 20 сентября – 3 октября; вт-сб 11:00-19:00, вс-пн 11:00-18:00